Мажилисмен Александр Милютин обратился с депутатским запросом к премьер-министру Аскару Мамину. Он сообщил, что в целях усиления стимула к зеленой экономике с учетом последствий пандемии страны Европейского Союза с 2022 года планируют ввести углеродный налог на импорт.
"Это вызывает наше беспокойство, так как более половины казахстанского экспорта приходится именно на страны Европы", - заявил депутат.
При этом Милютин напомнил, что Казахстан ставит целью обеспечение снижения к 31 декабря 2030 года углеродного баланса страны не менее чем на 15% от уровня 1990 года. Для достижения этой цели, Казахстан принял решение внедрить систему торговли квотами на выбросы углерода. Однако существует и другой способ достижения названной цели - это применение углеродного налога. Именно его планирует использовать ЕС.
В свою очередь, углеродный налог может быть применен в одной из 3 форм: введение налога на границе ЕС на углеродоемкий импорт, распространение системы торговли квотами на выбросы углерода на страны, не входящие в Евросоюз, а также установление углеродного НДС.
"Полагаем, что законодательство нашей страны позволяет интегрироваться в европейскую систему торговли квотами на выбросы углерода, если будет принята вторая форма углеродного налога. Вопрос будет стоять лишь в цене углеродных единиц. Однако если примутся первая или третья форма углеродного налога, то это, на наш взгляд, будет нести в себе существенный риск для экономики Казахстана, в экспорте которой преобладает углеродоемкий сырьевой сектор, в первую очередь, поставки нефти", - подчеркнул Милютин.
В заключение он обратился с просьбой к премьер-министру известить депутатов о мерах правительства по оценке возможных рисков, связанных с планируемым странами ЕС введением углеродного налога, и планах по действиям, в случае принятия такого налога, направленных на сохранение экономической стабильности добывающих компаний и, главным образом, по недопущению существенного роста тарифов на энергоносители и тепло для населения.