3 апреля в районе Серебрянска сошел с рельсов грузовой поезд из 18 вагонов, в которых были обедненный шлак и медная руда. Это случилось на мосту через Иртыш, и 6 вагонов упали в реку. В одном из них была руда, с остальных – шлак.
На место происшествия выехали специалисты департамента экологии. И там, а также выше (500 м) и ниже (200 м и 500 м) по течению, отобрали пробы воды р. Иртыш для проведения химических анализов на содержание тяжелых металлов (медь, цинк, свинец, марганец).
"По результатам анализов в пробе воды отобранной на месте схода вагонов было обнаружено превышение предельно допустимой концентрации цинка в 1,3 раза. Также в данной пробе и в пробе отобранной ниже по течению отмечается повышение концентрации меди, по сравнению с пробой отобранной выше по течению, в 1,5 и 1,3 раза соответственно. По остальным компонентам превышений не обнаружено. Выявленные превышения могут указывать о возможном влиянии произошедшей аварии на водный объект", - сообщили в пресс-службе департамента экологии.
Для дальнейшей оценки влияния на водный объект департамент экологии совместно ФРГП «Казгидромет» по ВКО еженедельно будет проводить мониторинг состояния поверхностных вод р. Иртыш в данном районе, до окончания проверочных мероприятий. Также по требованию транспортной прокуратуры по Восточно-Казахстанской области в отношении АО «КТЖ – Грузовые перевозки» - «Семейское отделение ГП» назначена внеплановая экологическая проверка, по результатам которой будут определены мероприятия по ликвидации последствий аварии.
В ТОО «Казцинк» сообщили, что несколько вагонов этого поезда, в том числе упавшие в реку, принадлежат предприятию.
"Шлак до начала транспортировки прошел высокотемпературный обжиг. Это значит, что металлы находятся в нем в нерастворимой форме, что минимизирует возможные последствия для окружающей среды. «Казцинк» совместно с партнерами будет делать все возможное, чтобы максимально эффективно устранить последствия инцидента", - прокомментировал главный эколог «Казцинка» Казтай Такеев.