RSS лента

«Способ заявить о себе», - резервист о Президентском кадровом резерве

  • 24.11.2022, 17:04,
  • 686
  • 0
  • Автор:
Автор фото: kapital.kz

Президентский молодежный кадровый резерв выступает в роли социального лифта для талантливых и образованных молодых казахстанцев. Проект существует уже четвертый год и претерпел изменения в своем составе, главным образом благодаря назначению ее членов на новые должности и проведения новой волны отбора.


Член Президентского молодежного кадрового резерва Нурлан Тайганов, который вошел в список резервистов в 2019 году при первом отборе, поделился с редакцией Turan Times своими впечатлениями и мнением о данной инициативе Главы государства. Он также рассказал о своей первой встрече с Президентом Касым-Жомартом Токаевым, о том, как проходил отбор и о своих будущих планах.

- Президент провел встречу с самыми первыми членами резерва в Акорде. Вы были среди них. Расскажите о своих впечатлениях от встречи?


- Это было первое мероприятие с участием нынешнего президента Касым-Жомарта Токаева, которое я посетил. Естественно, первое впечатление – это от посещения Акорды. От самого здания веет каким-то таким монументализмом, каким-то большим величием. Когда просто заходишь в здание, уже несколько волнуешься.


Сама встреча впечатлила тем, что Президент разбирается очень хорошо во многих совершенно различных сферах. В своем выступлении он говорил о квалификации граждан, о государственном управлении, об экологии, политических реформах и другом.


Встреча состояла из того, что и некоторые члены резерва выступали, и со своими какими-то идеями, и со своими предложениями. Президент вступал в дискуссию, объяснял почему какие-то вещи пока, может быть, не полностью реализуемы, но в принципе реализуемы в Казахстане, и что, наша страна все же стремится их исполнить. И сама эта встреча воодушевляет. Воодушевляет, потому что это показатель того, что молодые люди нужны Казахстану, и к их идеям прислушиваются и ценят. Ты понимаешь, что ты не просто так трудишься, а можешь принести пользу стране.


- Вы прошли все этапы отбора и стали частью Президентского молодежного кадрового резерва. Расскажите о том, чего ожидаете от данного проекта? И с какой целью Вы изначально шли туда? 


- Когда я узнал о том, что формируется резерв, первая моя мысль была: «было бы неплохо поучаствовать». Но, честно говоря, не было какой-то определенной цели, стать там, например, министром или вице-министром, или занять какую-либо другую должность. Прежде всего, лично моя цель была проверить, смогу ли я туда попасть.


Процесс отбора был установлен таким образом, что вначале необходимо пройти определенные тесты самостоятельно, а потом групповые тесты. Мы встречались с другими участниками, мы с ними знакомились, переговаривались. И от них я заразился другими идеями. Смотря на них, понимаешь, что в нашей стране талантливых людей не так уж мало, и они могут быть из разных регионов нашей страны. И с Усть-Каменогорска, и с Шымкента и других городов, не только с Алматы и Астаны, как принято стереотипно считать. Осознаешь, что этот проект, является не только проверкой своих способностей или своих навыков, а возможностью заявить о себе. Сказать: «Вот, я есть». Выделиться в какой-то степени, и через эту возможность добиться главной цели – это принести пользу.


Я предполагаю, что именно эти люди из резерва будут теперь задействованы в наиболее крупных, в наиболее важных, наиболее стратегических проектах страны в различных сферах. Будь то образование, будь то здравоохранение, будь то энергетика. Я понимаю, что этот проект, он является способом заявить о себе, сказать, что я могу это сделать, я хочу это сделать, я могу быть вам полезен.


- Поговорим подробнее об отборе. Он проходил в несколько этапов. Среди кандидатов нашлось немало недовольных заданиями. Были и те, кто считал математические задачи нерешаемыми на первых этапах. Хотелось бы узнать Ваше мнение касательно отборов. Нужна ли была математика в отборах для кандидатов, которые, как предполагается, будут заняты в политической сфере? Сложно ли было пройти отборы?


- Были ли задания сложными? Да. Они были, так сказать по-английски, «challenging» (испытывающий способности – прим. ред.). Но я не считаю, что они были невозможными, если, по крайней мере, первый тест прошло порядка 700 человек. И дальнейшие тесты, они, честно говоря, лично для меня были даже сложнее, чем предыдущие. Во-первых, потому что и там присутствовала математика. Не так много, конечно, но присутствовала. Почему она присутствовала? Потому что прежде всего хороший руководитель сталкивается в первую очередь с тем, что он принимает решения. Решения, в том числе которые связаны с бюджетом, с ресурсами, с возможностями. И необходимо понимать, какая отдача будет от этих ресурсов. Опции для решения может быть несколько. Нужно выбрать ту, которая будет наиболее эффективной и наиболее оптимальной. Естественно, основным методом выбора опции является расчет условно плюсов и минусов. И это, конечно же, необходимо для любого управленца.


Что касается самой математики, там не было никаких ни синусов, ни интегралов, не было какой-то сложной геометрии. Максимум самое сложное что было - это примеры с возведением в квадрат, в куб. Я считаю, что это задачи для того же шестиклассника или семиклассника не являются сложными.


Что было действительно сложным – это то, что было дано очень мало времени на выполнение заданий. То есть здесь проявлялась видимо даже не сколько математическая способность решать задачи, а сколько устойчивость человека принимать решения или анализировать прежде всего информацию в цейтноте. К примеру, может быть дано полминуты на выполнение задания, в котором представлен большой график. Но если вникнуть, если не спешить, а потратить условно секунд 5-10 на изучение, то можно понять, что нужно всего лишь, допустим, перемножить три-четыре числа. Учитывая, что еще калькуляторами можно было пользоваться самыми простыми, не компьютеризированными, то естественно это не должно было составить большого труда. Иными словами, самая главная сложность была в анализе самой задачи, потому что в ней было много лишних данных и нужно было отмести лишнее и понять, что именно нужно сделать. И тогда задача становилась легкой.


- Существует мнение, что изначальная идея создания президентского молодежного кадрового резерва может быть реализована на практике не в полной мере. По вашему мнению, насколько данная идея может быть воплощена в жизнь, какой она планировалась «в идеале»?  Будет ли работать данный механизм? Будет ли эффективен резерв? Как вы оцениваете сам проект?


- Чтобы ответить на этот вопрос, я отмечу три аспекта. Первый аспект то, что, во-первых, эти 300 человек, которые были отобраны в первой волне, оказались не единственными. Да, это первые, но самое главное – не последние, будут еще другие резервисты. И основная задача этих людей - быть свежей крови, быть свежими идеями, свежими мыслями.


Отобранные молодые люди состоят в Президентском резерве по пять лет. И это второй аспект, который я хотел выделить. Соответственно в течение этих пяти лет, мы само собой и без резерва, но и находясь в резерве, мы ответственны за свое личностное развитие, за развитие своих навыков. И, в частности, академия государственного управления пообещала нам, что будет содействовать нам в развитии этих навыков. Академия предоставляет резервистам бесплатные курсы, какие-то семинары, приглашает на различные лекции: туда, где мы можем себя развить, где мы можем получить знания, которые можно применять уже сейчас, может быть, даже в своей текущей работе. Кто-то из резерва уже получил новое назначение. Они уже будут применять эти знания на практике на своих уже новых должностях. Эти новые должности они могут появиться не завтра, не послезавтра. Они могут появиться через полгода, через год, через два-три года. И постепенно все резервисты вольются в государственный аппарат. И, естественно, получив уже дальнейший опыт, когда они уже, так скажем, будут не только молодыми и талантливыми, но и опытными, тогда можно будет судить, действительно ли этот резерв возымел эффект.


Идея была выдвинута самим Президентом, и то, какая она была изначально, боюсь, что знает только он. И отошел ли сейчас проект от его концепции, от реализации, от изначального плана, полагаю, что это нужно спросить у него. А те чаяния, надежды или цели, которые я связываю с этим проектом, они пока реализуются. И я знаю, что я смогу реализовать свои возможности благодаря этому проекту.


- На встрече с резервистами Президент говорил о необходимости создания новой модели государственного управления, отвечающей запросам общества. Как считаете, чего не хватает нынешней модели? Поможет ли создание президентского кадрового резерва в создании новой модели?


- У нас, я не помню точную статистику, очень много людей, которые состоят в резерве, которые не работают ни в квазигосударственном секторе, ни в государственном секторе. Соответственно они даже не знают, как этот аппарат устроен. В этом, конечно, может быть есть некоторые минусы, поэтому может быть они не сразу, не по щелчку пальцев получат должность, потому что влиться в эту систему может быть сложно. С другой стороны, в этом и плюс. То есть если они будут внедряться в этот госаппарат, естественно, они будут приносить те эффекты, те способы, меры и методики, которые реализуются в частном секторе. А частный сектор априори всегда эффективнее, всегда быстрее работает, чем госаппарат.


В чем недостатки нынешнего госаппарата? Возможно, да, что он медленно принимает решения, возможно есть какая-та излишняя бюрократия на местах. Прежде всего, в госаппарат мы должны принести какую-то скорость. Не в том смысле, что я должен быстрее бегать с бумажками или ксерить быстрее, или что-то там печатать быстрее. Быстрее все будет происходить, когда будет построена правильная и умная система. И вот эти молодые люди принесут в госаппарат это. Особенно те, которые, наверное, не знают, как устроен госаппарат, но знают, как устроены другие системы: как устроен, например, частный бизнес, который более эффективный, более быстрый.


- И, напоследок, вопрос о ваших будущих планах. Что вы планируете в будущем, какие ваши дальнейшие цели? И еще хотелось бы спросить, что вы можете посоветовать будущим кандидатам в президентский кадровый резерв?


- Первое – я сейчас работаю в администрации Международного финансового центра «Астана». Я отчасти уже, да, приношу какую-то пользу для своего государства. В этом плане каких-то там карьерных планов, именно связанных с должностями, с переходом на новую работу я не строю, потому что я хочу сейчас реализовать себя на своем нынешнем месте работы. У меня есть различные проекты, по которым мы движемся, по которым работаем. И я хочу, как минимум завершить их. Я вижу в них тоже большой потенциал, пользу для нашего государства, для финансового центра в частности. По итогам отборов, я вижу, что многие аспекты мне нужно подтягивать. И я буду как минимум работать над этим.


Что посоветовать другим? Прежде всего, я бы рекомендовал, не побояться участвовать. Потому что я знаю, есть несколько моих знакомых, которые в принципе могли бы участвовать, и потенциально тоже могли бы стать резервистами. Но по какой-то причине они не подались. Второй момент – тут нужна некоторая смелость, которая, кстати, потом пригодиться, поскольку для того, чтобы перейти в государственную структуру, на абсолютно новое место работы, войти в эту систему тоже нужна некоторая смелость.


Советую также развивать в себе навык, прежде всего, по принятию решений. В этом может поможет решение бизнес-кейсов, в которых не требуется выполнение технических знаний. А также необходимо в себе формировать лидерские способности, развивать коммуникативность. На мой взгляд, это те три качества, на которые стоит обращать внимание в приоритетном аспекте. Я думаю, даже если вы будете в будущем участвовать в отборе, даже если вы не попадете в резерв, вам эти навыки во всяком случае будут нужны, если вы являетесь амбициозным человеком.

Оставить комментарий
Последние новости
         
Все новости