Итоги работы Комитета миграционной службы за 2025 год подвел председатель Аслан Аталыков.
Отвечая на вопрос о функциях ведомства, он пояснил:
«У Комитета миграционной службы, если все объединить, есть три основные функции: первая - документирование и регистрация граждан, вторая - выдача разрешительных документов иностранцам, третья - это сугубо полицейская функция - обеспечение миграционного контроля».
Государственные услуги в сфере миграции становятся более автоматизированными и удобными. Спрос на цифровые сервисы ежегодно растет, что, по данным ведомства, говорит о стремлении граждан получать услуги быстрее и проще.
«Всего миграционной службой у нас ежегодно оказывается порядка 8 млн миграционных услуг. С каждым годом спрос на эти услуги растет», – отметил полковник полиции.
С начала 2025 года Комитетом миграционной службы выдано 1,9 млн удостоверений личности, 1,1 млн паспортов гражданина Казахстана и 303 тыс. детских паспортов.
Говоря об обновлении дизайна паспорта, председатель комитета пояснил:
«Буквально с 3 июля этого года мы запустили новые образцы документов. Увеличили степени защиты. И в последнем таком образце появился барс и ряд других защитных элементов, которые позволяют нам выявлять так называемые подделки».
Отвечая на вопрос, почему выбран именно этот символ, он добавил:
«Барс все-таки является символикой нашего государства, символом силы. "Сила" нашего паспорта она довольно-таки высока на сегодняшний день».
В 2025 году казахстанский паспорт улучшил позиции в мировом рейтинге: граждане страны могут посещать без визы 79 государств. В Центральной Азии Казахстан занимает лидирующее место, опережая Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан. Лидерами мирового рейтинга остаются Сингапур, Япония и Южная Корея.
В период с 30 августа по 15 сентября 2025 года был проведен комплексный аудит авиационной безопасности. По его итогам уровень соответствия казахстанского паспорта международным стандартам ИКАО составил 95,7%. Этот показатель выше среднемирового уровня в 72% и среднеевропейского – 87,9%, что, по данным ведомства, подтверждает высокий уровень защиты документов от подделок.
Рассказывая о возрастных рекордах получателей паспортов, Аслан Аталыков отметил работу выездного документирования:
«У нас есть услуга выездного документирования. Наши сотрудники с чемоданчиком, в котором есть компьютер, фотоаппарат, стилусы для подписей, выезжают к людям на дом и документируют. В основном это для людей преклонного возраста. Самый старший гражданин Казахстана, который в этом году продокументирован, 1915 года рождения. Это уроженка Костанайской области, живет в городе Костанай. Также ее құрдас - уроженка Актюбинской области, 1915 года рождения. Людям по 110 лет. Дай Бог им здоровья еще».
Говоря о цифровых нововведениях, он сообщил:
«В 2025 году мы в тестовом режиме запустили такой пилотный проект как онлайн-документирование. В рамках этой услуги предусмотрена так называемая система биометрической идентификации. То есть искусственный интеллект определяет живость лица, качество фотографии, подходит ли она стандартам, нет ли там фотошопа. На следующий год, если тест будет успешен, намереваемся запустить проект в "боевую среду».
«Эффект цифровизации колоссален на самом деле. Почему мы переходим в онлайн? Это позволяет автоматизировать ряд процессов, высвободить от каких-то процессов наших же сотрудников. Ведь сотрудники миграционной полиции не только предоставляют услуги, они все-таки являются "фильтром", который фильтрует иностранных граждан: стоит ли им давать разрешительные документы, стоит ли их оставлять на постоянное проживание в нашей стране или давать гражданство. Теперь у них будет больше времени для этих вопросов, нежели заниматься рутиной, которая съедает много времени», – отметил спикер.
Электронное оформление паспортов доступно не только в Казахстане, но и за рубежом – в 99 загранучреждениях в 71 стране мира. Это позволяет казахстанцам за границей получать паспорта в течение 30 дней вместо прежних 6 месяцев. Работа по цифровизации и упрощению процедур будет продолжена.
«У нас есть система документирования населения, через которую осуществляется и генерация ИИН для граждан, и документирование казахстанцев. Там же проводится регистрация граждан - прописка, изготовление паспортов и удостоверений личности», – отметил Аслан Аталыков.
С 1 января 2026 года, как сообщил глава ведомства, удостоверения личности будут выдаваться бесплатно при первичном оформлении и при замене по истечении срока действия.
«Первые удостоверения личности будут бесплатными при первичной выдаче. И, кстати, при замене удостоверений личности именно по истечении срока они также будут изготавливаться без оплаты государственной пошлины», – подытожил спикер.

