По данным авиационных служб, только за последние 6 лет в стране зарегистрировано 98 случаев ослепления экипажей пассажирских самолётов. Наибольшее число инцидентов приходилось на международный аэропорт Алматы. Если в 2017 году зафиксировали восемь таких фактов, то в 2023 году их количество выросло почти в четыре раза — до 30.
Опасность подобных действий очевидна: пилоты могут временно потерять зрение именно в критические моменты — при взлёте или посадке. Это способно привести к трагическим последствиям и поставить под угрозу жизни десятков и даже сотен пассажиров.
До недавнего времени в казахстанском законодательстве не было отдельной нормы, которая позволяла бы наказывать за подобные нарушения. Теперь ситуация изменилась: 16 июля в Уголовный кодекс введена новая статья 352-1, устанавливающая уголовную ответственность за создание помех управлению воздушным судном с использованием лазеров или беспилотников.
Наказание зависит от последствий содеянного: от штрафа или ареста до лишения свободы сроком на 10 лет.
В Генпрокуратуре подчеркнули, что такие действия нельзя считать «безобидной шалостью»:
«Это грубое нарушение закона, ставящее под угрозу жизни и здоровье людей. Органы прокуратуры будут добиваться неотвратимости наказания и работать на предупреждение подобных правонарушений».
Подобные меры действуют и в других странах: например, в Австралии, Германии, Канаде и США лазерное ослепление пилотов давно квалифицируется как уголовное преступление.