Во время правительственного часа в Мажилисе депутат Мажилиса Бакытжан Базарбек выступил с рядом критических замечаний в адрес существующей системы межбюджетных трансфертов и бюджетной политики, а также предложил конкретные меры по повышению ответственности акимов.
По словам депутата, в 2024 году налоговые поступления в Казахстане сократились на 5,1%, что в денежном выражении составило 604 млрд тенге. Он отметил, что до сих пор нет ясности в том, как будет формироваться доходная часть бюджета после вступления в силу нового Налогового кодекса
«Что будет с доходной частью республиканского бюджета после введения в действие Налогового кодекса, никому из живых, честно говоря, неизвестно», — сказал Базарбек.
По его словам, Казахстан стал единственной страной в ЕАЭС, где рост доходов отстает от роста ВВП. При этом количество донорских регионов сократилось: если в 2016 году их было 4, то сейчас — только 3.
«Нагрузка на эти 3 региона увеличилась на 87% — это 37 млрд тенге», — подчеркнул депутат.
Базарбек выразил обеспокоенность тем, что остальные 16 регионов остаются дотационными и не заинтересованы в увеличении собственных доходов. Как считает депутат, многие из них сознательно занижают показатели, чтобы получать больше субвенций из республиканского бюджета.
«Регионам стало выгодно сидеть на субвенциях, нежели повышать свои доходы», — подчеркнул он.
Так, по его словам, при расчете трансфертов на 2024 год местные исполнительные органы занижали свои доходы в 1,3 раза — на сумму 2,3 трлн тенге.
Базарбек привел в пример Алматы. Он сообщил, что с 2016 года из местного бюджета города в пользу республиканского было изъято более 226 млрд тенге, в то время как целевые трансферты в Алматы значительно меньше.
«Объем бюджетных изъятий по Алматы в 2,5 раза превысил целевые трансферты из республиканского бюджета», — отметил он.
При этом, по мнению депутата, столица Казахстана, Астана, формально считается донором бюджета, но на практике получает больше целевых трансфертов, чем отдает.
«Астана этими целевыми трансфертами превратилась в де-факто дотационный регион и донором республиканского бюджета осталась только на бумаге», — заявил Базарбек.
Депутат также отметил, что в таких регионах, как Туркестанская, Жетысуская, Северо-Казахстанская, Акмолинская и Абайская области, собственные доходы составляют от 17% до 31% от общего объема финансирования.
Как считает Базарбек, это отражает не просто экономические показатели, а отношение местных акимов к своей работе.
«Акимы недостаточно создают условия для инвестиций и бизнеса, недостаточно борются с коррупцией, не внедряют инновации и не поддерживают МСБ», — считает он.
В этой связи депутат предложил ввести двухлетний испытательный срок для вновь назначаемых акимов регионов и городов республиканского значения.
«Нет результатов — аким должен сложить полномочия за неэффективность», — убежден Базарбек.
Он предложил оценивать работу акимов по следующим критериям: уровень доходности региона, собираемость налогов, реализация индустриальных и инновационных проектов, количество стартапов, инвестиционная привлекательность, число привлечённых инвесторов, созданных рабочих мест и введённых в эксплуатацию предприятий.
Кроме того, Базарбек предложил разработать публичную карту инвестиционной и инновационной активности регионов, доступную для общественности.
«Народ сам будет видеть цифры, выделенные трансферты, реализацию этих проектов», — отметил депутат.
Также он выступил за создание публичного реестра активности самих акимов, где будет отражаться их участие в привлечении инвестиций, реализации инноваций и индустриальных проектов.