На заседании коллегии Главной транспортной прокуратуры Казахстана были подведены итоги работы за 2024 год. Основной акцент был сделан на обеспечение безопасности граждан на транспортных объектах, что определило направления надзорной деятельности. В 2024 году прокуратура выявила 3 ключевые проблемы в транспортной инфраструктуре страны: изношенность инфраструктуры, дефицит квалифицированных кадров и недостаточность нормативно-правовой базы.
Особое внимание было уделено расследованию крушения самолета Bek Air, которое продолжалось более 5 лет из-за недостаточной квалификации специалистов Управления по расследованию авиационных происшествий. Прокуроры подчеркнули важность повышения квалификации сотрудников в авиационной отрасли, что привело к улучшению расследования катастрофы другого авиасудна — самолета азербайджанских авиалиний вблизи города Актау.
В железнодорожной отрасли износ магистралей составил 57%, а локомотивный парк был устаревшим на 61%. Для исправления ситуации Министерство транспорта совместно с КТЖ разработало дорожную карту, включающую инвестирования в ремонт путей и обновление подвижного состава.
В сфере безопасности движения на автомобильных дорогах прокуроры внесли более 20 актов надзора, обратив внимание на подготовку к зимнему периоду и качество работы КазАвтоЖола.
Другим важным вопросом является дефицит квалифицированных специалистов, что также сказывается на расследованиях происшествий, как, например, в деле о крушении самолета Bek Air.
Прокуроры также отмечают недостаточную правовую базу для регулирования ключевых процессов в транспортном секторе. В частности, расследования предполетной подготовки самолетов регулировались несвязанными техническими регламентами, что сыграло свою роль в трагедии с Bek Air.