Аскар Садыков озвучил депутатский запрос на имя Первого заместителя Премьер-министра Романа Скляра и Генерального прокурора Берика Асылова.
Депутат отметил, что Министерство транспорта сообщило о своем поручении акиматам - снести ранее возведенные строения на приаэродромных территориях аэропортов. Но, по его словам, еще 7 лет назад, в 2017 году Главная транспортная прокуратура вносила аналогичное представление Комитету гражданской авиации о сносе выявленных более 800 объектов, построенных в нарушение безопасности полетов вокруг аэропортов в Алматы, Актау, Атырау, Актобе, Усть-Каменогорске, Кокшетау, Таразе и Шымкенте. Однако данное предписание не было выполнено, и 27 декабря 2019 года при жесткой посадке в аэропорту Алматы, самолет Fokker-100 выкатился на приаэродромную территорию и столкнулся с построенным там домом. Погибли 12 человек, получили тяжелые травмы еще 47.
Расследование крушения самолета ведется по сей день. За незаконное выделение участков в зоне аэропорта осуждены бывшие руководители земельных отношений Талгарского района и риэлтор.
"Но с причинами падения борта следственные органы не могут разобраться до сих пор. Официальной версией трагедии названа ошибка экипажа. Это проще всего. Однако остаются вопросы", — отметил мажилисмен.
Так, во-первых, по словам Аскара Садыкова, РГП "Казаэронавигация" отказалось изучить версию о попадании самолета в вихревой поток предыдущего борта, что нарушает аэродинамику. За одну минуту до взлета Fokker-100 взлетал авиалайнер Airbus, длина вихревого следа которого, по данным экспертов, может составлять 10-12 км.
Во-вторых, как отметил депутат, службами аэропорта "Алматы" плоскости самолета были обработаны антиобледенительной жидкостью ("Defrost" ECO-4), которую они разбавили водой. Но согласно данным производителя – Рошальского химзавода, эта жидкость не подлежит разведению водой, так как может произойти потеря свойств и замерзание.
В-третьих, дом, в который врезался лайнер, находился на расстоянии 10 метров от ограждения аэропорта, несмотря на то что защитная зона должна составлять не менее 500 метров.
"Однако эти важные факты не были приняты во внимание. Так, согласно данным Генпрокуратуры, Антикоррупционной службой возбуждалось уголовное дело в отношении КГА, который, несмотря на имеющиеся 23 здания, угрожающих безопасности полетов – в ноябре 2018 года незаконно выдал сертификат годности аэродрому Алматы без ограничений. Однако, 12 января текущего года, в ответ на обращение адвокатов семей пострадавших, прокуратура сообщила о прекращении этого дела, так как место столкновения самолета с домом "находится в 800 метрах и не относится к санитарно-защитной зоне". При этом, судя по всему, дистанция рассчитана от взлетно-посадочной полосы, тогда как согласно правилам, защитная зона должна рассчитываться от территории аэропорта, то есть по его ограждению, где дом стоял всего в 10 метрах. Чтобы окончательно увести чиновников от ответственности, 31 марта 2023 года была принята новая редакция Правил выдачи сертификата годности аэродрома, где ответственность за "дополнительные меры безопасности полетов" переложена с КГА на эксплуатантов – то есть на сами аэропорты. Но к АО "Международный аэропорт Алматы" претензии предъявить невозможно, так как ужесточение требований обратную силу не имеет", — заявил Аскар Садыков.
Депутат потребовал провести всестороннее расследование всех обстоятельств указанного дела и установление ответственных лиц, а также обеспечить выполнение аэропортами требований безопасности полетов.