Антифрод-центр Национального банка продолжает свою работу по выявлению и предотвращению мошенничества. За первые 6 месяцев работы платформы было зарегистрировано 17 802 инцидента, в ходе которых были заблокированы подозрительные операции на общую сумму около 1,5 млрд тенге. Из этой суммы 1,1 млрд тенге было заблокировано на стороне банка-отправителя, а 343,4 млн тенге — на стороне банка-получателя. Пострадавшим было возвращено 88,9 млн тенге.
Основными видами мошенничества, которые выявил Антифрод-центр, являются телефонные мошенничества (26,2% от общего числа инцидентов), лжеинвестирование (19,5%) и мошенничество в социальных сетях и мессенджерах (15,9%).
В соответствии с законодательством, финансовые организации могут приостанавливать выполнение операций или блокировать денежные средства на счетах клиентов, если транзакция вызывает подозрение на мошенничество. Это может происходить на основании заявления клиента или при наличии подтвержденной информации от правоохранительных органов. Кроме того, банки могут самостоятельно приостанавливать операции при обнаружении подозрительных транзакций.
Антифрод-центр напоминает, что он не обладает полномочиями по блокировке банковских счетов или карт и не принимает решения по включению или исключению лиц из баз данных. Формирование и актуализация данных в системе осуществляется на основании решений финансовых учреждений и правоохранительных органов.
Если человек был включен в базу данных Антифрод-центра, ему следует обратиться в свою финансовую организацию для получения информации о соответствующем территориальном подразделении правоохранительных органов. После этого необходимо обратиться в это подразделение для выяснения причин включения в базу и снятия ограничений.