Ранее приговором специализированного межрайонного суда по уголовным делам города Астаны от 13 февраля были осуждены трое:
1. Арыстанбек Мухамедиулы за покушение к даче взятки в особо крупном размере (ст.ст.24 ч.3 – 367 ч.4) УК и на основании ч. 3 и 6 ст.58 УК по совокупности уголовных правонарушений с предыдущим приговором суда от 20.06.2023г. окончательно к 11 годам лишения свободы, с пожизненным запретом занимать должности на госслужбе;
2. Галия Искакова (его супруга) за посредничество во взяточничестве (ст.368 ч.1 УК)к 6 месяцам лишения свободы, с пожизненным запретом занимать должности на госслужбе;
3. Мустахим Тулеев (его адвокат) за мошенничество в особо крупном размере (ст.190 ч.4 п.2) УК) к 6 годам 8 месяцам лишения свободы, с лишением права заниматься адвокатской деятельностью на 10 лет.
Судом первой инстанции было установлено, что в декабре 2022 года Мухамедиулы, находясь в следственном изоляторе Астаны, используя свою супругу Искакову в качестве посредника, через своего адвоката Тулеева решил дать взятку в особо крупном размере должностным лицам за освобождение из-под стражи и сохранение в собственности отель «Дипломат».
Начиная с декабря 2022 года по июнь 2023 года, Искакова в различных местах столицы передала Тулееву в общей сложности $400 тысяч и 27 млн тенге, которыми адвокат Тулеев завладел путем обмана и злоупотребления доверием, распорядился ими по своему усмотрению.
Приговор суда был обжалован осужденными и их защитниками.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда о доказанности вины осужденных.
Однако действия Искаковой были неправильно квалифицированы судом первой инстанции как оконченный состав посредничества во взяточничестве. Исходя из разъяснений пункта 18 Нормативного постановления Верховного суда Республики Казахстан № 8, действия посредника (Искаковой) следует считать оконченным преступлением только тогда, как деньги переданы непосредственно лично взяткополучателю, т.е. должностному лицу. В данной ситуации взяткополучатель отсутствовал, поскольку Тулеев завладел деньгами путем обмана и злоупотребления доверием, то есть совершил мошенничество.
Таким образом, действия Искаковой по посредничеству, аналогично с действиями Мухамедиулы, не доведены до конца по независящим от нее обстоятельствам, так как они были обмануты Тулеевым, который не намеревался передавать деньги в качестве взятки должностным лицам.
Апелляционной инстанцией действия Искаковой с оконченного состава преступления переквалифицированы на покушение в посредничестве во взяточничестве (ст.24ч.3, 368ч.1 УК), но с оставлением без изменения ранее назначенного срока наказания в виде 6 месяцев лишения свободы. Вместе с тем, с учетом зачета срока содержания под домашним арестом Искаковой с 5 июля 2023 года до вступления приговора в законную силу, из расчета два дня ареста за один день лишения свободы, основное наказание Искаковой в виде лишения свободы сроком на 6 месяцев признано отбытым.
Таким образом, постановлением апелляции приговор в отношении Мухамедиулы и Тулева оставлен без изменения, а в отношении Искаковой – изменен.
Приговор вступил в законную силу.