Высокая продовольственная инфляция 2022 года серьёзно отразилась на ценах в кафе, ресторанах и других точках общественного питания. По данным Бюро национальной статистики АСПиР РК, в декабре прошлого года в сравнении с последним месяцем 2021-го индекс продовольственных цен составил 125,3%, а индекс цен на услуги организаций общепита — 125,2%. Судя по многолетней динамике, это самый большой ценовой скачок за последние пять лет.
Впрочем, если поставить рядом индексы цен на питание вне дома и показатели продуктовой инфляции за последние пять лет, то такие близкие значения у этих двух показателей наблюдались не всегда, а если быть точнее, то только в 2017-2018 годах, когда разница составляла всего 0,7 п. п. С 2019-го по 2021 год цены на еду в кафе, столовых и ресторанах росли не так быстро, как цены на продукты в целом.
Примечательно, что сильнее всего подорожал эконом-сегмент общепита, а именно обеды в столовых и фастфуд: на 27,9% и 20,9% соответственно. Ужин в ресторане за прошлый год стал дороже на 20,2%.
Рост цен на готовую еду не изменил потребительские привычки казахстанцев. Данные по расходам семей на питание вне дома показывают, что вслед за удорожанием меню жители страны увеличили и свои затраты на эти цели, причём сразу на 44,8%. В среднем в 2022 году одна казахстанская семья потратила на питание в кафе и ресторанах 50,4 тыс. тг, тогда как в 2021-м эти расходы составляли 34,8 тыс. тг.
Судя по квартальным данным, казахстанцы чаще ходили в кафе и рестораны и, соответственно, увеличивали свои расходы, когда на улице была непогода. Например, в январе–марте прошлого года средние затраты семьи на питание вне дома выросли сразу на 24,2%, составив 11,6 тыс. тг. Почти такой же скачок произошёл и в четвёртом квартале: плюс 25,9% к расходам, а квартальная сумма — уже 15 тыс. тг.
В сравнении с другими странами СНГ цены на питание в ресторанах и точках фастфуда в Казахстане не самые высокие. Об этом можно почитать здесь.
Прошлый год для рестораторов и владельцев кафе был хоть и трудным, но не самым плохим. Не было запрета на посещение общественных мест, как в 2020-м, и бизнес всё ещё работал по сниженной ставке розничного налога. После кризиса пандемии с 1 января 2021 года размер сбора был снижен с 6% до 3%. Послабление было сделано на два года. Они прошли.
Предприниматели, которые работают в этой сфере, считают, что общепиту нужно оставить прежнюю льготную ставку. Об этом сообщает НПП «Атамекен» со ссылкой на руководителя отраслевой ассоциации Гульбану Майгарину. Эксперты палаты считают это возможным, но пока предложение не находит поддержки в госорганах.
Чтобы оценить, насколько сильно изменилось экономическое положение рестораторов, приведём данные по налоговым отчислениям выборочных компаний. Среди них магнат, который управляет 90 ресторанами четырёх брендов, включая KFC — ТОО «Caspian International Restaurants Company». Судя по налогам, дела в компании в прошлом году шли неплохо. Компания выплатила в бюджет РК почти 6 млрд тг — на 34,4% больше, чем в 2021-м.
Более чем вдвое нарастил свои налоговые выплаты другой, уже бывший лидер продаж фастфуда — ТОО «Food Solutions KZ». Тот самый McDonald's, ушедший с казахстанского рынка в январе 2023 года из-за того, что не нашёл среди отечественных мясоперерабатывающих компаний сертифицированного поставщика котлет. Тем не менее мы включили в список эту организацию как одного из наиболее крупных участников рынка прошлого года. Объём выплаченных налогов за 2022-й превысил 1,6 млрд тг, увеличившись в 2,5 раза.