– ОФ "Mama PRO" работает с родителями детей с особыми потребностями. Поэтому можно сказать, что вы хорошо знакомы с проблемами и сложностями, с которыми сталкивается данная категория граждан страны. Расскажите, пожалуйста, какие вопросы чаще всего волнуют родителей детей с инвалидностью?
– Это вопросы обустройства особенных детей в детские сады и школы, жилья бесплатного для категории СУСН; прав особенных детей; трудоустройства их родителей; трудоустройства и проф. обучения особенных детей; реабилитации и бесплатного социального обеспечения от государства для детей; психологического здоровья родителей детей с инвалидностью и здоровых братьев и сестер особенных детей; специальных программ трудоустройства родителей как категории СУСН; безвозмездных государственных грантов на реализацию бизнес-идей; обучения родителей особенных детей; подготовки кадров, работающих с особенными детьми.
– Как по вашему мнению справляется государство с решением данных вопросов? Отмечают ли родители положительные изменения в этом направлении в стране?
– Государство активно вовлечено в развитие вседоступности услуг для всех категорий граждан. Без сомнений, линейка предоставляемых услуг расширяется ежегодно. Однако, реальные нужды особенных детей и семей, где они проживают не всегда встречаются.
К примеру, если взять программы развития бизнеса, то есть льготы для получения грантов для родителей особенных детей. Но, важно учитывать контекст. Не всегда родители особенных детей готовы к ведению бизнеса с нуля. Для этого «Атамекен» предлагает курсы «Колдау», но важно учитывать, что посещение курсов, когда у тебя на руках особенный ребенок, не всегда возможно. Наши предложения государству – учитывать реальные нужды семей, где растут особенные дети с учетом пожеланий или анализа ЦА. Разделять категории СУСН, ведь проблемы многодетных родителей намного отличаются от проблем особенных детей. Мы единственный фонд в Казахстане, работающий только с родителями особенных детей с профессиональным подходом. Предлагаем ведение консультационных услуг, круглых столов или заседаний для обсуждения реально эффективных программ для улучшения благосостояния семей, где растут особенные дети.
– Сотрудничает ли в процессе своей деятельности Ваш фонд с государственными органами? Как Вы можете оценить их работу, легко ли они идут на контакт с такими организациями, как Ваша?
– Мы часто выступаем на круглых столах и заседаниях, в отличных отношениях с госорганами. В силу доступности представителей госорганов, мы довольны их взаимодействием с нами. Однако, есть много аспектов и проблем, которые мы можем вынести на повестку дня. А также нуждаемся в профессиональной и материальной поддержке государственных органов, поскольку решаем важные социальные задачи.
– Меняется ли в последние годы отношение в обществе к детям с особыми потребностями?
– Однозначно меняется. В крупных городах все больше развиваются спектры услуг для особенных детей. Но в небольших отдаленных городах до сих пор огромная нехватка специалистов и услуг для детей. Не говоря уже о родителях.
– Как укрепить в казахстанском обществе уважительное отношение к лицам с инвалидностью? Какие меры Вы бы могли посоветовать государству, или на что, по вашему мнению, следует сделать государству особый акцент?
– В первую очередь необходимо качественно поднять уровень образования и реабилитационных услуг бесплатных для детей с инвалидностью во всех регионах. Также необходимо модифицировать систему здравоохранения. А также работать системно трем министерствам: Министерство образования, Министерство здравоохранения и Министерство соцзащиты.
Необходимо поднять качество образования специалистов, для работы с особенными детьми. Вывести доступ к образованию во всех школах Казахстана не только номинально, но и на ресурсном уровне. Это требует больших материальных ресурсов. Но если не переименовывать все школы в инклюзивные, а точечно развивать пилотные инклюзивные школы и грамотно обученным персоналом и руководством, где вовлечены родители, чтобы точно указать нужды ребенка. И по таким моделям внедрять школу за школой во всем Казахстане;
Повышать осведомленность граждан роликами, кампаниями с сюжетом, не призывающим к жалости, а с призывом к толерантности и ответственности.
– Как Вы относитесь к инклюзивному образованию, которое внедряется у нас в Казахстане? Считаете ли Вы, что оно поможет сформировать в нашем обществе толерантное и равное отношение к лицам с инвалидностью?
– Инклюзивное образование еще слабо развито в Казахстане. Возможно, некоторые школы реально инклюзивные, но не в каждую школу можно отдать любого ребенка. Нужно понимать, что суть инклюзии – равный доступ к образованию. Так вот, если, к примеру, моего ребенка с синдромом Дауна отдать в самую ближайшую школу, то его нужды однозначно не встретят с распростертыми объятьями. Нужно понимать, что переименовать школу инклюзивной, только поставив рельсы или пандус нереально. Нужно менять всю систему с образования педагогического состава, с консультации экспертов, родителей, чтобы каждая школа могла быть открыта для любого ученика.