По данным Energyprom.kz, уровень цифровой грамотности* населения в возрасте от 6 лет вырос с 82% в 2020 году до 85,3% от общей численности населения в 2021-м. Это значительный прогресс, с учётом того, что в 2018 году показатель достигал лишь 77,3%.
При этом обеспеченность домашних хозяйств ноутбуками сократилась с 54,7% от общего числа домохозяйств в 2020-м до 52,8% в 2021 году, а на 1000 человек их количество уменьшилось со 170 до 164 шт. Обеспеченность планшетами и сотовыми телефонами, наоборот, выросла: планшетами — с 18% до 19,3%, сотовыми телефонами — с 99,1% до 99,4%. При этом количество планшетов на 1000 человек увеличилось с 56 до 59 шт., а количество сотовых телефонов сократилось с 769 до 767 шт.
* доля пользователей, владеющих навыками использования персонального компьютера, смартфона, планшета, ноутбука, а также стандартных программ и получения услуг и сервисов через сеть Интернет.
В региональном разрезе лучшие показатели по уровню цифровой грамотности населения в возрасте от 6 лет отмечены в столице: сразу 94,6%. Следом идут Алматинская область (89,3%) и Алматы (88,9%).
Наихудшие результаты зафиксированы в Северо-Казахстанской и Западно-Казахстанской областях — лишь 76,5% и 76,8% соответственно.
Повышение уровня цифровой грамотности населения РК — одна из целей государственной программы «Цифровой Казахстан 2018–2022» (на текущий момент программа утратила силу).
Заметим: плановый показатель программы на 2021 год — 81,5%. То есть в возрастной категории от 6 лет нужной величины не достигли Северо-Казахстанская, Западно-Казахстанская, Акмолинская и Карагандинская области.
Тем временем уровень цифровой грамотности населения в возрасте от 6 до 74 лет в 2021 году в среднем по РК достиг 87,3%. В этой возрастной категории до планового показателя в 81,5% не дотянули лишь два региона — Западно-Казахстанская и Северо-Казахстанская области, где уровень цифровой грамотности населения составил всего 79,2% и 80,2% соответственно.
По итогам промежуточной оценки госпрограммы, проведённой счётным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета, оказалось, что Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности не уделяло должного внимания анализу результативности её параметров и показателей. Также зафиксирована слабая координация деятельности подведомственных субъектов квазигосударственного сектора со стороны МЦРИАП.
Отмечено следующее:
• на протяжении более 6 лет не достигнуты результаты по внедрению облачного документооборота в государственных органах;
• в результате неэффективного менеджмента имеются убыточные и бесперспективные инвестиционные проекты — Smart Contract, «Единая информационная система юридической помощи „Е-Заң көмегі“», «Единый контакт-центр» — на сумму 987,9 млн тг;
• при отсутствии контроля со стороны МЦРИАП и учредителя в лице холдинга «Зерде» корпоративный фонд «Международный технопарк IT-стартапов Astana Hub» в число участников Astana Hub были включены компании, осуществляющие деятельность в сфере майнинга криптовалют;
• прочее.