Согласно данным Finprom.kz, на конец октября 2021 года на дорогах РК было зарегистрировано 3,8 млн легковых автомобилей — на 2,6% (или на 100,7 тыс.) меньше по сравнению с аналогичным периодом 2020-го. Из них 94,5% приходится на легковые автомобили физических лиц: 3,6 млн авто — на 96,6 тыс. меньше, чем годом ранее.
Почти две трети зарегистрированных легковых автомобилей пришлось на машины с объёмом двигателя от 1,1 тыс. до 2 тыс. куб. см: 2,4 млн авто. При этом их количество за год сократилось на 3,3%.
Следом идут легковые автомобили с объёмом двигателя от 2 тыс. до 3 тыс. куб. см: 1,1 млн — на 2,1% меньше, чем в октябре 2020 года. Количество автомобилей с объёмом двигателя свыше 3 тыс. куб. см составило 200,9 тыс. машин — на 1,5% меньше, чем годом ранее. На малолитражки с объёмом двигателя до 1,1 тыс. куб. см пришлось лишь 46,9 тыс. легковых автомобилей — на 2% меньше по сравнению с октябрём 2020 года.
Количество зарегистрированных автомобилей сокращается вне зависимости от объёма двигателя. При этом, несмотря на рост количества новых легковых автомобилей почти на 12%, их доля составила лишь 13,4%, или 506,8 тыс. авто; более того, 5 лет назад она достигала 15%, или 589,8 тыс. машин.
На дорогах РК продолжают преобладать автомобили возрастом более 10 лет, на долю которых пришлось почти 64%, несмотря на то, что за год их количество сократилось на 4,4% (или на 111 тыс.) и составило 2,4 млн авто. Количество автомобилей возрастом от 3 до 7 лет за год уменьшилось на 12,7%, до 508,8 тыс., а вот количество автомобилей возрастом от 7 до 10 лет выросло сразу на 16,2%, до 304,7 тыс. машин.
Между тем стоимость автомобилей продолжает расти. Так, цены на них в январе–декабре 2021 года увеличились на 10,6% по сравнению с аналогичным периодом 2020-го. Удорожание было обусловлено дефицитом полупроводников, ростом цен на металлы и логистическим кризисом. Тем не менее за период 2017–2020 годов ежегодный рост цен на автомобили варьировался в пределах 8,1%–8,8%.
С 1 января 2016 года за ввоз транспортного средства в РК взимается обязательный утилизационный сбор, за который ответственно ТОО «Оператор РОП». С 1 января 2022 года утильсбор на легковые автомобили в зависимости от объёма двигателя варьируется от 459,5 тыс. тенге до 3,5 млн тенге, что накладывается на конечную стоимость автомобиля. Более того, по словам председателя Независимого автомобильного союза Эдокова, аналогичный сбор в Европе составляет лишь около 200 евро (порядка 100 тыс. тенге).
По итогам 2020 года с момента ввода утильсбора ежегодный импорт легковых автомобилей в Казахстан в среднем составлял 31,8 тыс. ед. Для сравнения: в 2015 году в страну было импортировано 71,1 тыс. легковых автомобилей, а в 2014-м — 168,4 тыс. При этом за 10 месяцев прошлого года в РК импортировали лишь 82,4 тыс. легковых автомобилей.
В прозрачности работы ТОО «Оператор РОП» усомнился и президент РК Касым-Жомарт Токаев. Он поручил правительству принять меры по прекращению утилизационного сбора и распоряжения утилизационным сбором «Оператором РОП». Сами ставки необходимо будет пересмотреть.