Распространяемое сообщение обладает всеми признаками фейка: автор не называет ни имени девочки, ни города, в котором она живет. Также не озвучивается ее диагноз, не указывается необходимое лечение и название клиники, готовой принять ребенка. Эта информация, как правило, всегда указывается официальными благотворительными фондами, которые занимаются сборами пожертвований на лечение тяжелобольных детей.
Сомнения вызывает и сам способ сбора денег. Автор рассылки утверждает, что необходимые для лечения 200 тысяч евро родителям девочки предоставит администрация WhatsApp при условии, что сообщение перешлют достаточное количество раз. О подобных схемах на официальном сайте мессенджера ничего не сказано. Более того, в минувшем году в мессенджере появилось ограничение на рассылку сообщений. Многократно пересылаемые сообщения стали помечать специальными значками. Также было объявлено о том, что переслать сообщение можно не более пяти пользователям одновременно. Очевидно, что администрация мессенджера таким образом борется со спамом и дезинформацией. В связи с этим любые предположения о том, что компания вдруг станет платить за распространение спама, кажутся крайне нелогичными.
Поиск по распространяемой фотографии девочки показал, что ее без каких-либо подписей и пояснений массово публиковали пользователи из Казахстана и России в 2019 и 2020 годах.
Фото также отмечено как спам на странице волонтерского движения Риддера Lider.kz в Facebook. В подписи активисты просят не распространять снимок.
Рассылки с практически идентичным текстом в 2017 и 2018 годах циркулировали в англоязычном сегменте Сети. Тогда же фактчекеры опровергли данные сообщения и указали на невозможность и абсурдность описываемого метода сбора пожертвований.
Призываем вас быть бдительными и не доверять мошенникам, выдающим себя за представителей благотворительных организаций. Для этого следует помнить, что настоящие волонтеры, работающие от имени официальных фондов, не собирают деньги на улицах и в общественном транспорте, не принимают пожертвования на личные банковские карты. Все официальные благотворительные организации, как правило, имеют собственные сайты или как минимум официальные страницы в социальных сетях, на которых указана полная информация о деятельности фонда и контакты.