Стоит начать с простой истины, что люди имеют право на собственное мнение и право его отстаивать, если это не противоречит законодательству РК. Так, территориальная целостность государства не подлежит даже намеку на обсуждение. Павлодар был, есть и всегда будет частью независимого суверенного Казахстана. А вот наименование улиц в Павлодаре уже вопрос дискуссионный, и спорить на эту тему можно. К сожалению, культура дебатов в Казахстане находится на низком уровне: большинство участников спора считает, что мнение бывает только "моё" и "неправильное". Причем, это касается представителей обоих лагерей.
Теперь перейдем непосредственно к конфликту. Согласно новой топонимике, улица Димитрова станет улицей Аймауытова. Вряд ли среди противников переименования много тех, кто является страстным фанатом болгарского революционера-коммуниста Георгия Димитрова и при этом имеет что-то против прекрасного казахского писателя Жусипбека Аймауытова, который к тому же является уроженцем Павлодарской области. Противников переименования возмущают не новые названия, а то, что эти названия были приняты без учета их мнения. Более того, местные чиновники упорно заявляют, что в данном вопросе прислушивались к "мнению народа".
"В течение года на блог акима области и города поступали заявления о присвоении имен значимых личностей нашей Великой степи [...] Обращались аксакалы, совет ветеранов, представители общественных организаций, творческой интеллигенции. Это были коллективные обращения", - заявляла в ноябре прошлого года руководитель отдела культуры и развития языков акимата Павлодара Самал Бегалинова.
Иными словами, акимат утверждает, что переименование - это не его волюнтаристское решение, а предложение представителей общества. Но насколько вышеупомянутые общественные организации отражают мнение всех жителей города или хотя бы какой-то значимой его части? А понятия "аксакалы" и "творческая интеллигенция" вообще слишком размыты, чтобы понять, кто именно предложил переименовать. Низкая репрезентативность общественных объединений проблема, к слову, не одного Павлодара, но и всего Казахстана.
Ладно, мы живем в демократическом государстве или пытаемся им быть: кто бы не обращался в акимат, чиновники действительно обязаны прислушиваться к этому мнению. Однако они должны прислушиваться к мнению и тех, кто против, а для этого необходимо создать дискуссионную площадку, где будет обсуждаться данный вопрос. Насколько хорошо акимат справился с этой задачей?
"Данные заявления были рассмотрены и переданы в гормаслихат для проведения публичных слушаний. 18 ноября эти слушания прошли с участием более 150 жителей Павлодара, там были почетные граждане, общественность и молодежь, все, кто желал", - заявляла все та же Самал Бегалинова.
150 человек - это 0,05% населения Павлодара. В любом многоквартирном доме живет больше, чем 150 человек, в то время как речь идет о переименовании сразу 13 улиц. Задается вопрос, почему же так мало людей приняло участие в обсуждении? Ответ кроется в другом заявлении чиновников:
"Объявления об их (слушаний - прим.ред.) проведении гормаслихатом были опубликованы в газетах "Сарыарка Самалы" и "Звезда Прииртышья" за 30 календарных дней, а также на официальном сайте гормаслихата".
К сожалению, точную посещаемость сайта павлодарского маслихата посмотреть нельзя, но вряд ли местные жители в поисках новостей заходят туда хотя бы раз в неделю. И в то время, как глава государства Касым-Жомарт Токаев объявляет концепцию "слышащего государства" и для общения с народом напрямую без посредников использует современные социальные сети Twitter и Instagram, чиновники в Павлодаре чтут старые традиции и важные объявления дают через местные печатные издания. При всем уважении к коллегам по цеху, но газеты "Сарыарка Самалы" и "Звезда Прииртышья" выписывают, как правило, только бюджетники, причем, в добровольно-принудительном порядке.
Возмущение противников переименования понять можно. Человек 40 лет жил на улице 1 мая (прекрасный государственный праздник независимого Казахстана - День единства народов РК) и в одно прекрасное утро благодаря социальным сетям узнал, что теперь его дом находится на улице Машхура Жусупа, которая в Павлодаре уже есть. Он ничего не понимает и обращается с вопросом к чиновникам, кто решил переименовать улицу, а ему отвечают, что он, то есть, народ, и решил. Человек начинает возмущаться в социальных сетях, а его называют "ватником" и обвиняют в отсутствии патриотизма. При этом, как говорилось ранее, проблема не в почтении к выдающемуся мыслителю Машхуру Жусупу Копееву, а в полном пренебрежении к мнению этих людей.
В нормальной демократической системе обе стороны высказывают свое мнение, спорят, а затем по результатам дискуссии принимается решение в пользу большинства. Меньшинство же должно в данном случае смириться с данным решением. Однако в случае с переименованием павлодарских улиц непонятно даже, кого больше: тех, кто за, или тех, кто против. Известно только, что среди сторонников переименование 150 человек уж точно должно набраться.
И самое главное, нужно помнить об еще одной топонимической особенности Павлодара. В СМИ и социальных сетях постоянно муссируются слухи о переименовании города. Причем, каждый раз звучит новое потенциальное название города, и, что интересно, это название всегда "историческое": Кереку ("Кукареку", как шутят некоторые павлодарцы), Сарыарка, Кимак, Нуршахар, Нуркент т.д. Порой предлагают топонимы, которые уже существуют на карте Казахстана. Например, один из вариантов переименования - Ертіс, но такой населенный пункт в Павлодарской области уже есть. Иногда даже бывает, что эти предложения озвучивают не жители города и даже не те, кто хотя бы родились или жили в нем.
Надо понимать, что за протестом против переименования улиц кроется страх. Страх, что в одно прекрасное утро жители города проснутся и прочитают в Instagram-паблике "Типичный Павлодар" цитату руководителя департамента переименования Павлодара: "На основании предложения официального Клуба защитников степных тушканчиков город Павлодар переименован в Тушканкала. И в обсуждении этого вопроса участвовали уже не 150, а целых 170 человек". Звучит как первоапрельский розыгрыш, но для многих павлодарцев такой текст смешным не покажется: слишком уж много слухов, из-за которых даже не знаешь, во что верить. И, как показывает практика, решения без учета их мнения уже принимаются.