Новый Водный Кодекс вводит понятие «водная безопасность» - защита граждан и экономики от дефицита воды и загрязнения водных объектов, а также защита интересов страны в области охраны и использования трансграничных вод.
Также для предотвращения истощения водных объектов вводится понятие «экологический сток» – минимально допустимый уровень воды для поддержания экосистем рек, озер и морей.
Меры по сохранению воды:
- появятся Генеральный и бассейновые планы – документы, определяющие цели, задачи, подходы и основные мероприятия исходя из прогнозов наличия водных ресурсов. Они будут приниматься во внимание при государственном планировании;
- вводится запрет на строительство глухих плотин на малых реках;
- предусмотрен особый режим охраны водно-болотных угодий и ледников;
- новые механизмы стимулирования водосбережения: разрешение на использование воды будет выдаваться только при наличии плана по поэтапному переходу на оборотное или повторное водоснабжение. На переход дается 5 лет. На разработку планов – 2 года с даты введения действие Водного кодекса;
- водопользователи смогут самостоятельно и без специального разрешения накапливать талую воду для сельскохозяйственных нужд. Для этого нужно построить пруд, резервуар или иную емкость, объем которой не должен превышать 2 млн кубометров, и уведомить об этом бассейновую водную инспекцию для включения объекта в реестр гидротехнических сооружений;
- применяются дополнительные меры по адаптации к изменению климата: очистительные и углубительные работы на реках и озерах, определение границ водных объектов при максимальном половодье, создание инженерных систем защиты населенных пунктов и объектов инфраструктуры, сбор и хранение паводковых и талых вод в водоемах для использования во время засух, использование очищенных сточных вод или опресненной морской воды в сельском хозяйстве и иных целях, а также использование севооборота и новых водосберегающих технологий;
- в отдельную главу выводится вопрос безопасности гидротехнических сооружений;
- предусмотрены нормы по развитию систем водоснабжения и водоотведения, регулированию ливневых и дренажных стоков, передаче бесхозяйных систем в коммунальную собственность.
Изменения в полномочиях государственных органов и гражданского общества:
- Бассейновые советы смогут вносить рекомендации о сокращении разрешенных объемов водопользования, мерах по противодействию паводкам и засухам, мерах по устранению местными исполнительными органами допущенных ими нарушений;
- регламентирован порядок создания ирригационного кондоминиума, а в случае его отсутствия местные исполнительные органы наделяются полномочиями по внешнему управлению таким имуществом;
- местные исполнительные органы должны в течение 2 лет определить водоохранные зоны и полосы во всех населенных пунктах;
- разграничены полномочия государственных и местных исполнительных органов в области борьбы с паводками и засухами. Так, Министерство водных ресурсов и ирригации через бассейновые водные инспекции контролирует состояние и режим работы гидротехнических сооружений при пропуске и приеме паводковых вод. Также ведомство обеспечивает направление паводковой воды в водоемы;
- Министерству водных ресурсов и ирригации переданы функции в части регулирования поиска, оценки, мониторинга и охраны подземных вод. В составе ведомства этими вопросами занимается Национальная гидрогеологическая служба «Казгидрогеология»;
- для эффективной борьбы с «черным рынком» воды усилены функций Министерства водных ресурсов и ирригации по государственному контролю бассейновых водных инспекции. Теперь они наделены функциями надзора, в соответствии с которыми будут принимать меры оперативного реагирования. Также будет вестись государственный контроль за соблюдением местными исполнительными органами возложенных на них функций в области охраны и использования водного фонда;
- Министерство водных ресурсов и ирригации будет ежегодно публиковать на своем сайте Национальный информационный отчет об использовании водных ресурсов Казахстана. Это аналитический отчет за предыдущий календарный год о состоянии, охране и использовании водного фонда страны.
Уже разрабатывается Национальная информационная система водных ресурсов. На сегодня в пилотном режиме функционируют 4 модуля: «Администрирование», «Водопользование», «Трансграничные воды» и «Картография».
Другие правки:
Внесены изменения в Гражданский, Земельный, Предпринимательский, Лесной и Экологический кодексы, а также в 13 законов. В Земельный кодекс внесены поправки в части регулирования использования земель водных объектов в населенных пунктах. Экологический кодекс дополнен нормами, регламентирующими требования по осуществлению деятельности в водоохранных зонах.
Также внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях и Кодекс о недрах и недропользовании, инициированные депутатами. В частности, Административный кодекс предусматривает ужесточение ответственности за нарушения в водной сфере, а в Кодексе о недрах и недропользовании изменены статьи о разведке и добыче углеводородов в Каспийском море, разведке и добыче подземных вод, а также старательству, добыче соли и лечебных грязей.