Депутаты Мажилиса отмечали, что договор, заключаемый между ФСМС и медорганизацией, носит односторонний характер и не подлежит корректировке со стороны Поставщика. Также, по утверждениям мажилисменов, поставщик имеет право на получение оплаты, однако не имеет право выразить несогласие с актом выполненных работ Фонда.
Деятельность Фонда не ограничивается мониторингом договорных обязательств, они берут на себя функции экспертизы качества медицинской помощи. При этом экспертиза должна проводиться путем привлечения независимых экспертов, профильных специалистов.
Еще одна проблема, которую отметили депутаты, - в договорах не указываются конкретные сроки по оплате поставщику, что противоречит статье 685 Гражданского Кодекса. "Поэтому Фонд не выполняет свои обязательства по этому пункту, производя оплату через 3-4 месяца. А в этом году оплату начали производить только с июня. А это содержание больниц, зарплаты трудовых коллективов, обеспечение деятельности всех служб", - говорится в депутатском запросе.
Депутатам ответил вице-премьер Серик Жумангарин. Он сообщил, что договор закупа медицинских услуг заключается с учетом прав, обязанностей и интересов всех сторон. Акт оказанных услуг составляется на основании протокола исполнения договора закупа услуг в рамках ГОБМП и (или) в системе ОСМС. Согласно пункту 20 Правил оплаты, поставщик при несогласии с протоколом исполнения договора не позднее трех рабочих дней со дня его получения информирует Фонд в письменной форме об отказе от подписания протокола исполнения договора с обоснованием причин отказа и приложением расчетов и документов, подтверждающих причину отказа.
Касательно экспертизы, Жумангарин отметил, что внешняя экспертиза качества медицинских услуг (помощи) проводится Фондом в рамках мониторинга исполнения договорных обязательств по качеству и объему медицинских услуг. При этом Фондом внешняя экспертиза качества медицинских услуг (помощи) проводится, в том числе с привлечением независимых экспертов в области здравоохранения. В связи с этим, Фонд проводит экспертизу качества медицинской помощи, так как это является неотъемлемой частью мониторинга качества оказания медицинских услуг, а привлечение независимых экспертов является правом Фонда.
По поводу сроков оплаты в договорах с медицинскими организациями, вице-премьер проинформировал, что в целях недопущения нарушения срока оплаты, с мая 2024 года реализован модуль «Оплата» ИС «Saqtandyry», сформированы электронные платежные документы и проведена оплата за оказанную медицинскую помощь по всем регионам за период январь-сентябрь месяцы, произведена оплата на общую сумму 1,9 трлн тенге.
«В настоящее время Фондом ведется дальнейшая разработка функционала в ИС «Saqtandyry» в части ведения мониторинга качества и объемов медицинской помощи, закрытия года по платежным документам согласно Правилам оплаты. Таким образом, по объективным обстоятельствам, независящим от деятельности Фонда, до середины года возникала сложная ситуация с оплатой медпомощи, которая в настоящий момент в целом стабилизирована», - говорится в ответе Жумангрина.
Вместе с тем, на 2025 год в договор присоединения планируется внести изменения в части сокращения пунктов обязательств, пересмотра индикаторов оценки исполнения договорных обязательств с учетом их влияния на качество и доступность медицинских услуг.
Продолжается работа по оцифровке процессов заключения и ведения договоров, мониторинга и оплаты медицинской помощи в рамках «Единой системы оплаты медицинской помощи» (ЕСОМП) с учетом объединения платежного функционала из разрозненных информационных систем. Запуск пилота ЕСОМП планируется в декабре 2024 года.