Эксперты выделили ряд направлений регулирования для развития инфраструктуры.
В частности, отмечено, что спектр является необходимым элементом для развития сетей сотовой связи. Рост трафика передачи данных заставляет операторов постоянно наращивать емкость сетей, что возможно за счет увеличения числа базовых станций, повышения спектральной эффективности или увеличения частотного ресурса.
При этом увеличение плотности базовых станций является наиболее дорогим и одновременно наименее эффективным способом наращивания емкости сетей, к которому прибегают в последнюю очередь. Предоставление новых широких полос частот в диапазонах, которые позволяют обеспечить сопоставимое с действующим покрытие, является ключевым способом наращивания емкости.
"Как и во всем мире, в Казахстане увеличение объемов передаваемого трафика требует выделения дополнительного радиочастотного ресурса операторам, в первую очередь — в диапазоне 3,5 ГГц (3,3–3,8 ГГц) с каналами шириной 100 МГц. Хотя в обоих случаях РК проводит работы по выделению спектра, существует ряд проблем с условиями его распределения", - говорится в статье.
Отдельно выделена необходимость упрощения правил строительства базовых станций. Так, помимо проведения планирования, возведения антенно-мачтовых сооружений, закупки и установки оборудования для развертывания сетей сотовой связи операторам требуется получение достаточно большого числа разрешений и экспертиз, во многих случаях требующих существенных временных и финансовых затрат. По словам операторов, этот процесс занимает до 12 месяцев.
Аналитики особо отметили ситуацию по получению протокольного решения собрания собственников квартир и нежилых помещений, требуемого для санитарно-эпидемиологические заключения. По их мнению, такой протокол является избыточным, с учетом выполнения операторами нормативов на электромагнитное излучение, а под влиянием радиофобии такая ситуация часто приводит к последующему демонтажу базовых станций.
Немаловажным аспектом является максимальное упрощение доступа к инфраструктуре, находящейся в государственной и муниципальной собственности, для обеспечения возможности развертывания новых базовых станций. Это достигается как регулированием, так и строительством опор двойного назначения.
Еще один важный момент — создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в отрасль.
Аналитики рекомендуют исключение нерыночных механизмов регулирования тарифов сотовой связи и качества связи, которые в еще большей степени ограничивают средства операторов для инвестиций. Например, штрафы операторам за невыполнение целевых показателей по обеспечению покрытия, масштаб которых говорит о существенных различиях между подходами к планированию сетей, применяемыми операторами и завышенными требованиями, зафиксированными в методиках проверки и применяемыми регулирующими органами.