Как напомнил министр, 30 декабря 2022 года подписан Закон "О восстановлении платежеспособности и банкротстве граждан Республики Казахстан". Закон официально опубликован 1 января. 3 марта стартует прием заявлений на банкротство.
С учетом международной практики введено 3 вида процедур:
Первая процедура. Внесудебное банкротство можно применить исключительно по долгам перед банками, микрофинансовыми организациями и коллекторскими агентствами.
Установлены следующие условия:
1) долг не превышает 5,5 млн тенге (1600 МРП);
2) отсутствует погашение в течение 12 месяцев;
3) отсутствует зарегистрированное имущество, в т.ч. находящееся в общей собственности;
4) проведено урегулирование с банком.
При этом, предусмотрены особые условия для получателей адресной социальной помощи в течение 6-ти месяцев, и граждан, чья задолженность не погашается свыше 5 лет. Внесудебное банкротство будет начинаться на портале "электронное правительство". Затем, посредством информационной системы будет проводиться автоматическая сверка с данными государственных органов на предмет соответствия должника входным критериям.
Вторая процедура - судебное банкротство.
Целью судебного банкротства является максимальное удовлетворение требований кредиторов за счет имущественной массы банкрота.
Данную процедуру осуществляют финансовые управляющие, в состав которых войдут действующие администраторы, профессиональные бухгалтера, юридические консультанты и аудиторы.
Третья процедура, это - восстановление платежеспособности, предусматривающая возможность получения в суде рассрочки на оплату долгов (до 5 лет). Ее преимуществом является то, что человек не обретает статус "банкрот".Следовательно, на него не распространяются последствия, предусмотренные для банкрота.
Последствиями банкротства являются:
1) ограничение на получение займов и кредитов в течение 5 лет (кроме получения микрокредитов ломбардов);
2) повторное применение банкротства через 7 лет;
3) мониторинг финансового состояния в течение 3-х лет.
Сейчас, как сообщил министр, проводятся организационно-технические мероприятия. Организовано информационное сопровождение в СМИ и в центрах оказания услуг. Проводится обучение сотрудников управлений госдоходов (1-этап 23-28 декабря (670 человек), 2-этап запланирован на 11-13 января).
Начата разработка информационной системы. Разработан прототип информационной системы, проводится ее тестирование и доработка (в рамках заключенного меморандума с АО "ИУЦ" завершится в феврале т.г.) По итогам ее внедрения будут осуществлены интеграции с информационными системами других госорганов.