Заместитель председателя Правления КМГ по переработке нефти и нефтехимии Арман Кайрденов сообщил о ежегодном стабильном росте переработки нефти и производства нефтепродуктов.
При этом, мощности заводов максимально загружены, что требует круглосуточного контроля за техническим состоянием оборудования.
"В то же время, по словам представителей АЗС, на внутреннем рынке наблюдается аномально высокий спрос на ДТ. Последние годы потребление ДТ в Казахстане растет в основном за счет высокого спроса в областях, граничащих с Россией, Узбекистаном и Кыргызстаном. Это происходит из-за транзитной заправки тяжелогрузовых автомобилей из этих стран, не исключается также возможность контрабандного вывоза ДТ. Всему этому способствует диспаритет цен на ДТ с приграничными странами", - сообщает пресс-служба КМГ.
Как подчеркнули представители отечественных АЗС, розничная стоимость дизельного топлива в Казахстане дешевле российского в 1,5 раза. Так, в августе 2022 года цены на ДТ на российских АЗС составляли 429 тенге за литр, в РК – 238 тенге за литр. В результате более дешевое в цене казахстанское топливо "утекает" в приграничные регионы и субсидирует рынок соседних стран. Дополнительно давление на текущее предложение ГСМ на внутреннем рынке оказывает активная транспортировка сельскохозяйственной и плодоовощной продукции из стран Центральной Азии в Казахстан и Россию.
По данным Кайрденова текущее потребление ДТ в РК по сравнению с 2020 годом вырастет не менее чем на 800 тыс. тонн. Так, если в 2020 году показатель составил 4,7 млн тонн, то по итогам 2022-го ожидается 5,5 млн тонн.
Подводя итоги рабочей встречи, глава КМГ Мирзагалиев поручил обеспечить стабильную реализацию ДТ на рынок РК в период предстоящих осенне-полевых работ, постоянный контроль за безаварийной работой НПЗ КМГ и выполнение производственного плана на 2022 год. Помимо этого, необходимо усилить взаимодействие с национальной компанией "Қазақстан темір жолы" по своевременной подаче вагонов и локомотивов для бесперебойной отгрузки ГСМ с НПЗ.
Он также напомнил, что в целях недопущения нехватки нефтепродуктов в текущем году принято решение о переносе планового ремонта Шымкентского НПЗ на 2023 год.