Согласно данным Бюро национальной статистики (БНС) АСПиР РК, в августе 2024 года цены на аудиовизуальное оборудование и технику для обработки информации выросли на 49,5% по сравнению с августом 2023 года. Наибольший рост наблюдался в категории телевизоров, которые подорожали на 62,9%, следом идут беспроводные наушники (на 58%) и ноутбуки (на 57,9%).
Хотя в прошлом году также наблюдался рост цен на непродовольственные товары (например, на одежду и обувь), который превышал 13%, в течение года темпы инфляции замедлились до 7,7%. В то же время, спрос на цифровую технику в Казахстане продолжает расти, но с различной динамикой в отдельных категориях. Так, за первые 7 месяцев 2024 года продажа вычислительных машин увеличилась в 2,5 раза, а видеокамер и аналогичных устройств — на 27,1%. В то же время, реализация техники из категории «Электронно-вычислительная аппаратура» снизилась почти на 30%.
Основным источником поступления цифровой техники на рынок Казахстана остаётся импорт. В сегментах «Электронно-вычислительная техника» и «Видеокамеры» доля импорта в общем объёме продаж за январь–июль 2024 года составила 99,3% и 100% соответственно. Что касается цифровых вычислительных машин, их импортная зависимость составляет 69,6%. Наибольшую долю в поставках этой техники занимает Китай, который доминирует в ряде ключевых категорий. Например, 85,3% всех вычислительных машин и периферийных устройств, импортированных в Казахстан, пришли из КНР.
Казахстанский рынок телефонов показывает более сложную картину, где Китай сталкивается с конкуренцией со стороны других стран. Из 4,2 млн телефонов, купленных за семь месяцев, 2,7 млн были китайского производства, а оставшиеся — из Вьетнама, Индии, России, Малайзии и других стран. Всего 1% телефонов был импортирован из США и Европы.
Исследования БНС также свидетельствуют о снижении расходов домохозяйств на покупку цифровой техники. Во втором квартале 2024 года казахстанские семьи тратили в среднем 8,9 тыс. тенге на покупку телефонов, ноутбуков и другой цифровой техники, что на 21,8% меньше, чем за тот же период прошлого года. Доля таких расходов в общем объёме затрат на непродовольственные товары снизилась с 5,8% до 4,5%.