На прошлой неделе Президент Касым-Жомарт Токаев подписал Указ «Об утверждении основных принципов, ценностей и направлений внутренней политики Республики Казахстан». Документ закрепляет ключевые подходы, на которых будет строиться внутренняя политика страны, и направлен на координацию работы государственных органов. В связи с этим редакция Turan Times обратилась к доктору политических наук Дулатбеку Кыдырбекулы с рядом вопросов о значении и перспективах реализации нового Указа.
1. Почему, по вашему мнению, именно сейчас было принято решение об утверждении этих принципов и ценностей внутренней политики?
Эксперт считает, что принятие документа обусловлено сочетанием внутренних и внешних факторов.
«Это связано с двумя факторами. Во-первых, внутренним: в стране наблюдается умеренный демографический рост населения. Коренное население — казахи — составляет более 70% населения. Некоренное население должно принимать условия, которые диктует казахское общество. Уже сам факт того, что казахский язык является государственным, многое говорит. Поэтому некоренные граждане должны усвоить не только язык большинства, но и менталитет, культуру. При этом это не означает, что каждый должен отказываться от своего языка и культуры — нужно просто освоить казахский язык и культуру», - отметил он.
Политолог также отметил влияние внешних обстоятельств на формирование национальной идентичности.
«Что касается внешних факторов, то здесь важную роль играют геополитические процессы, связанные с российско-украинской войной. Они также подталкивают общество к осознанию своей национальной идентичности. Это необходимо, чтобы не только казахи, но и все остальные граждане осознавали себя казахстанцами и идентифицировали себя с Казахстаном», - добавил эксперт.
2. Как вы оцениваете баланс между ролью Президента, Парламента и Правительства в этой модели управления?
По мнению Дулатбека Кыдырбекулы, консенсус между Президентом и Парламентом — ключевой элемент эффективного управления.
«Вопрос является очень актуальным и деликатным. В первую очередь здесь должен быть достигнут консенсус между Президентом и Парламентом. Они должны принимать совместные решения, а задача Правительства — следовать этим решениям, а не навязывать своё собственное видение», - сказал в диалоге с редакцией собеседник.
Эксперт подчеркнул историческую и национальную основу этого подхода.
«Консенсус между Президентом и Парламентом соответствует менталитету нашего казахского народа. В казахском ханстве хан не был абсолютным правителем — он всегда советовался с биями, баями и батырами. Так и в современности на национальной почве должен выстраиваться консенсус между Президентом и Парламентом», - подчеркнул он.
3. Отражают ли предложенные национальные символы реальную идентичность и ценности казахстанцев?
Эксперт считает, что внешняя символика пока не всегда совпадает с внутренним восприятием людей.
«Внешне всё может казаться соответствующим, но фактического внутреннего соответствия нет, поскольку люди заняты своими социальными проблемами и проявляют к этому равнодушие. Они сосредоточены на своих личных вопросах, таких как кредиты или зарплата. Такая социальная нестабильность затрудняет укрепление патриотизма», - ответил Дулатбек Кыдырбекулы.
4. Насколько возможно на практике реализовать принцип „Слышащее государство“ и наладить эффективный диалог с гражданами?
Эксперт отметил, что для реализации этого принципа необходима активность граждан и совершенствование законодательной системы.
«Принцип „Слышащее государство“ является одной из наиболее сложных проблем. Наше общество состоит из граждан, способных действовать, однако этим действиям часто мешают несовершенные законы. Чтобы государство действительно „слушало“ народ, граждане должны быть активными, а законодательная система — реформированной. Даже если формально система существует, на практике она не всегда выполняется, во многом из-за отсутствия достаточной профессиональной компетентности в органах управления. Часто люди приходят во власть не столько по профессиональным качествам, сколько по связям, а это ограничивает наличие кадров с профессиональной честью и ответственностью, что в свою очередь влияет на уровень коррупции», - сказал политолог.
Он добавил, что прозрачность и профессиональная честь напрямую связаны с укреплением патриотизма.
«До тех пор, пока эти вопросы не будут решены, достижение „Слышащего государства“ будет затруднено. Важно обеспечить прозрачность общества. С повышением прозрачности, как я считаю, снизятся коррупция и непотизм, а это позволит формироваться профессиональным кадрам с ответственностью и честью. В этом контексте профессиональная честь тесно связана с патриотизмом», - добавил Дулатбек Кыдырбекулы.
5. Может ли принятие этих принципов способствовать укреплению единства нации и межэтнического согласия в стране?
Эксперт считает, что решение социальных проблем — ключ к укреплению национального единства.
«Вопрос вытекает из предыдущего. Пока мы не решим эту социальную проблему — а речь идёт о принципе „Слышащее государство“ — мы не сможем эффективно справляться и с другими вопросами, включая этно-религиозные факторы. Часто происходит так, что чиновники, не желающие решать социальные проблемы, начинают переводить внимание на этно-религиозные аспекты», - отметил Дулатбек Кыдырбекулы.
Он подчеркнул, что решение социальных вопросов упрощает работу с другими направлениями внутренней политики.
«Поэтому „Слышащее государство“ должно в первую очередь решать наиболее острые социальные вопросы. Если социальные проблемы будут решены, я считаю, что и остальные вопросы станут решаться гораздо проще», - подытожил собеседник.
Наряду с этим, политолог Андрей Чеботарёв в личном Telegram-канале также прокомментировал недавно подписанный указ. Он пояснил, что документ создаёт системный подход к внутренней политике, формирует единые ценности и ориентиры, которые понятны каждому гражданину страны. По словам Чеботарёва, Указ не навязывает обязательную идеологию, а служит инструментом для выстраивания прозрачной и эффективной работы государственных органов.
Политолог отметил, что документ имеет как теоретическое, так и практическое значение. Он помогает госслужащим и депутатам лучше понимать приоритетные направления, по которым следует действовать, а гражданам — более чётко формулировать свои требования к исполнению этих задач. Также Чеботарёв подчеркнул, что внедрение ключевых принципов и ценностей, таких как «Закон и порядок», «Слышащее государство» и «Разные мнения — единая нация», способствует укреплению доверия общества к государству и стимулирует формирование ответственных, профессиональных кадров.
По мнению эксперта, опыт Казахстана по формализации внутренней политики через единый документ может вызвать интерес зарубежных стран, поскольку многие государства до сих пор не имеют аналогичных системных документов. В целом, как отметил Андрей Чеботарёв, Указ создаёт прозрачную и предсказуемую основу для внутренней политики и укрепляет общенациональную идентичность, делая ценностную платформу понятной и доступной каждому гражданину.

