«Технически они (выборы - прим.авт.) были подготовлены эффективно с учетом проблем, связанных со вспышкой пандемии COVID-19. Хотя в избирательном процессе участвовали пять партий, и их кандидаты имели возможность свободно проводить агитацию, ограничения на реализацию гарантированных конституцией основных свобод сужают политическое пространство. После последних парламентских выборов в правовую базу часто вносились изменения, некоторые из которых частично приняли во внимание некоторые предыдущие рекомендации БДИПЧ. Тем не менее, правовая база еще не способствует проведению выборов в соответствии с обязательствами ОБСЕ, поскольку сохраняются давние системные недостатки», – говорится в предварительном заявлении миссии по наблюдению Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека и Парламентской ассамблеи ОБСЕ.
По словам наблюдателей, несмотря на некоторое увеличение возможностей для разнообразия мнений в Интернете, сдержанная кампания еще больше сократила возможность избирателей сделать информированный выбор. Согласованные меры в преддверии выборов помешали некоторым местным наблюдателям осуществлять эффективный надзор. Хотя само голосование в целом было организовано эффективно, многим процедурным аспектам в день голосования не хватало полной прозрачности.
«ЦИК проводила регулярные открытые заседания и своевременно публиковала решения. Тем не менее, решения принимались до официальных заседаний, что уменьшало прозрачность администрирования выборов. Формирование и состав комиссий на всех уровнях вызывает обеспокоенность в отношении их независимости. Информационная кампания ЦИК для избирателей, проводившаяся как на казахском, так и на русском языках, была в основном сосредоточена на проверке списков избирателей и дате выборов», – сказано в заявлении наблюдателей.
Отмечается, что при регистрации кандидатов предъявляются чрезмерно строгие требования к праву баллотироваться, что противоречит международным стандартам. Пять соперничающих партий выдвинули в общей сложности 312 кандидатов, и только две партии решили выдвинуть достаточное количество кандидатов, чтобы бороться за большинство в парламенте. Информация об отдельных кандидатах в партийных списках не была легко доступна для избирателей. При этом с 2013 года не было зарегистрировано никаких новых партий, а несколько заявлений находятся на рассмотрении.
«Агитация была неконкурентной, и участники не соперничали по существу со своими оппонентами на своих политических платформах. Все партии открыто поддерживали политику президента, ограничив выбор для избирателей. Агитация в Интернете, а также при личных встречах, была очень сдержанной, последнее также связано с пандемией COVID-19. Системные ограничения свободы собрания и слова повлияли на масштабы агитационных мероприятий», – говорится в отчете.
Как следует из заявления, почти на всех избирательных участках, где наблюдался подсчет голосов, участковые избирательные комиссии не соблюдали последовательно процедуры подсчёта, не объявляли выбор избирателей или количество голосов, поданных за каждую партию, и регулярно игнорировали важные меры по предотвращению сверке данных. УИК требовали от международной миссии по наблюдению за выборами в РК и местных наблюдателей держаться подальше от места подсчета голосов, что значительно ограничило прозрачность процесса.
Заявление миссии включает предварительные выводы по выборному процессу. Окончательная оценка выборов будет частично зависеть от проведения оставшихся этапов избирательного процесса, включая подведение итогов и объявление результатов, а также рассмотрение возможных жалоб или апелляций после дня голосования. Через восемь недель будет опубликован окончательный отчёт, где будет представлена комплексная оценка выборов и рекомендации, направленные на совершенствование избирательных процессов в Казахстане.