В Астане, отвечая на вопросы журналистов, Евгений Кочетов пояснил, что ключевая формулировка понятия «пропаганда» в законодательстве остается неизменной и по-прежнему сводится к наличию положительной оценки.
По его словам, обсуждение отдельных сцен в фильмах или контента в социальных сетях не означает автоматического признания их пропагандой.
«Ничего не поменялось с точки зрения формулировки. Какая формулировка изначально была, такая и есть: под пропагандой мы подразумеваем именно положительную оценку», — заявил первый вице-министр.
Кочетов уточнил, что ранее, в диалоге с прокатными компаниями и онлайн-кинотеатрами, Министерство культуры и информации РК (МКИ РК) предлагало рассматривать более высокую возрастную градацию контента, а не прямое вмешательство в содержание фильмов.
«Как будет в конечном итоге — вырезаться, блюриться или применяться иные меры, — это предмет будущего обсуждения. Нормы еще будут обсуждаться, в том числе в части правоприменения. Мы намерены делать это максимально открыто», — отметил он.
Отвечая на вопрос о конкретных примерах, вице-министр подчеркнул, что сам факт демонстрации определенного поведения не является основанием для признания контента противоправным.
«Если двое мужчин идут за руку и выкладывают это в социальных сетях, это не является пропагандой. Однако если при этом содержится призыв присоединиться к какому-либо сообществу, тогда такой контент уже будет оцениваться как пропаганда», — пояснил Кочетов.
На вопрос о том, насколько часто подобный контент встречается в обществе, представитель МКИ РК ответил, что ранее такая категория не входила в перечень мониторинга.
«В перечне противоправного контента, который мы мониторили, этой статьи не было. Она просто не находилась в поле нашего зрения. После принятия поправок мы включим ее в перечень и будем осуществлять правовой мониторинг на общих основаниях», — сказал он.
Кочетов напомнил, что перечень противоправного контента закреплен в статье 14 закона об онлайн-платформах, которая называется «Отнесение к противоправному контенту». Именно в эту статью, по его словам, включена пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений и педофилии.
Комментируя необходимость введения нормы, вице-министр отметил, что Казахстан следует общемировому тренду регулирования цифрового пространства.
«Это не уникальная ситуация. 11 декабря появилась информация о том, что компания Meta заблокировала значительный объем контента, связанного с подобной тематикой. Это решение принималось не государствами, а самой платформой», — сказал он, добавив, что к Meta с запросами о разъяснениях обратились около 50 организаций.
Отдельно Кочетов подчеркнул, что наказание предусмотрено не за сам факт темы, а за распространение противоправного контента.
«За нарушение именно этого закона наказывать не будут. Ответственность предусмотрена в законе о профилактике — в части распространения противоправного контента. При первом случае предусмотрен штраф в размере 20 МРП, при повторном нарушении в течение года — увеличение штрафа либо административный арест до 10 суток», — пояснил он.
При этом, как отметил представитель МКИ РК, норма будет носить заявительный характер.
«Она не выявительная. Должно поступить заявление, и только после этого начинается процедура оценки», — резюмировал Евгений Кочетов.

