Согласно данным Министерства здравоохранения РК, на учёте с психическими расстройствами в стране состоят 44,8 тыс. несовершеннолетних. При этом инвалидность из-за психических заболеваний имеют 27,3 тыс. детей, что составляет 61% от общего числа. За последние годы их численность увеличилась на 64,8% по сравнению с 2020 годом, а по сравнению с 2000-м – в 134 раза. Основной рост наблюдается в крупных городах и густонаселённых регионах: Алматы, Астане, Шымкенте и Туркестанской области.
Рост первичной заболеваемости подтверждает и Бюро национальной статистики РК. В 2023 году среди детей до 14 лет заболеваемость психическими расстройствами составила 101,8 случая на 100 тыс. человек, тогда как в 2019 году этот показатель был 82,3. Среди подростков (15–17 лет) в прошлом году первичная заболеваемость составила 57,2 на 100 тыс. человек. При этом количество посещений врачей-психиатров детьми снизилось на 22,3% за последние 4 года, что говорит о нехватке специалистов. Государственное финансирование психиатрических больниц не увеличивается, несмотря на рост числа пациентов, а 54% специализированных медучреждений нуждаются в капитальном ремонте.
Нападение подростка с психическими расстройствами на ребёнка в Астане вновь подняло вопрос о состоянии системы психиатрической помощи в Казахстане. Несмотря на рост числа пациентов, инфраструктура здравоохранения остаётся недостаточно развитой, а семьи сталкиваются с серьёзными трудностями в лечении и социализации таких детей.
Эксперты также указывают на значительное финансовое бремя для семей детей с психическими расстройствами. Несмотря на государственные пособия, родителям не хватает денег на лечение, медикаменты, специальное питание и частные медицинские услуги. В то же время в Казахстане ощущается острая нехватка детских психиатров: в специализированных организациях их принимают только на 0,5 ставки. Вместо расширения медицинской помощи нагрузку на специалистов планируют сокращать. Депутаты Мажилиса считают этот подход ошибочным и предлагают реформировать систему психолого-медико-педагогических консультаций, добавив социальный аспект в их работу.