Министерство культуры и информации Республики Казахстан завершило подведение итогов своей деятельности в 2024 году, представив ключевые достижения в сфере креативных индустрий.
2024 год стал важной вехой для креативной экономики Казахстана, так как страна добилась значительного прогресса в мировом рейтинге Global Innovation Index. В частности, Казахстан поднялся с 93-го на 65-е место по показателю «Креативные товары и услуги».
Одним из первых шагов Министерства культуры и информации было вывод креаторов из теневой экономики. Для этого в реестр креативных видов деятельности было включено 40 направлений, которые теперь подлежат специальному налоговому режиму. Это позволило бизнесу избежать уплаты целого ряда налогов (КПН, ИПН, НДС) и вместо этого платить единый налог — 2-4% для индивидуальных предпринимателей и 8% для товариществ с ограниченной ответственностью. В результате этих мер на сегодняшний день в креативных индустриях работают около 135 тыс. человек, и ожидается, что к 2029 году это число удвоится.
В сотрудничестве с Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) проводятся семинары и тренинги для казахстанских креаторов, а также планируется запуск образовательной платформы, которая будет поддерживать творческие инициативы и развивать знания о правовых аспектах интеллектуальной деятельности.
Для поддержки коммерциализации креативных товаров и услуг была достигнута договоренность о размещении продукции на маркетплейсе одного из банков Казахстана. Это поможет расширить рынок сбыта и повысить узнаваемость казахстанских брендов.
Кроме того, в стране активно создается инфраструктура для креаторов. В рамках поручения президента Казахстана в крупных городах по всей стране открываются хабы для креативных предпринимателей. На сегодняшний день такие центры функционируют в Астане, Алматы, Туркестане, Шымкенте, Атырау, Кызылорде, Петропавловске, Актобе и Алматинской области. В ближайшее время планируется создание Корпоративного фонда, который будет заниматься продвижением креативных товаров и услуг на международных рынках, а также поддержкой талантливых креаторов и коммерциализацией их продукции.