Генеральная прокуратура провела проверку в Министерстве просвещения Казахстана и выявила несколько системных проблем в сфере защиты прав детей. В частности, была отмечена недостаточная работа с «трудными детьми», неэффективность системы вечерних и специализированных школ, а также слабая деятельность психологов, органов опеки и попечительства. В результате проверки было установлено, что в стране сохраняется высокий уровень подростковой преступности, который за последние 3 года стабильно растет. В 2022 году было зафиксировано 1 735 преступлений, в 2023 году — 1 925, а за 9 месяцев текущего года — 1 267.
На основе выявленных нарушений прокуратура внесла в Министерство просвещения представление с конкретными рекомендациями по изменению подходов в защите прав детей и усилению мер по реализации принципа «Закон и Порядок». Министерство разработало Дорожную карту, включающую 51 мероприятие, в том числе те, которые предложены Генеральной прокуратурой.
Среди мероприятий — модернизация институтов образования для детей с девиантным поведением и учреждений с особым режимом содержания. В настоящее время в Казахстане функционирует 5 таких организаций (в Алматы, Абайской области, ВКО, Жамбылской области и Мангистау), в которых ежегодно находятся около 300 подростков от 11 до 18 лет. Несмотря на наличие этих учреждений, прокуроры считают, что их превентивная эффективность переоценена. Частые побеги, попытки суицидов и повторные правонарушения, даже внутри этих учреждений, говорят о неэффективности работы.
Кроме того, выявлены проблемы в вечерних школах, которые должны были стать местом обучения для работающей молодежи. На практике же эти учебные заведения часто превращаются в учреждения для девиантных подростков. В Казахстане действует 63 вечерние школы, в которых учится более 4,3 тыс. человек, причем более половины из них — несовершеннолетние с проблемами в учебе или с законом. Анализ прокуратуры показал, что в этих школах существует низкое качество образования, нехватка педагогов и плохое материально-техническое обеспечение. В ряде регионов сохраняется практика принудительного перевода учащихся с плохими оценками и нарушениями в вечерние школы, что усугубляет проблему.
В ответ на эти нарушения Министерство просвещения начало детальный анализ работы вечерних школ и приняло решение о проведении пилотного проекта по трансформации этих учебных заведений, который должен быть завершен до 1 октября 2025 года. В рамках этого проекта будет внедрена новая модель реабилитации и социализации детей с девиантным поведением. Планируется создание условий для их интеграции в общество, восстановление связей с семьями, а также вовлечение их в позитивные социальные проекты, такие как военно-патриотическое воспитание и клубы.
Важным элементом улучшения ситуации является реформа в сфере опеки и попечительства. В ответ на высокую нагрузку на сотрудников органов опеки, которые часто не успевают контролировать условия жизни детей в семьях, Министерство приняло ряд мер для улучшения ситуации. Количество сотрудников в органах опеки было увеличено на 200 человек, а также разрабатываются новые правила для опекунов, с повышением требований к кандидатам. На сегодняшний день нагрузка на одного сотрудника органов опеки в городах Астана, Алматы и Шымкент составляет от 30 до 100 тыс. детей, что в несколько раз превышает международные нормы.
С начала года в Казахстане зафиксированы случаи насилия в отношении детей, находящихся под опекой. Например, в Акмолинской области был случай избиения 5 детей патронатным воспитателем, а в Улытау области приемная мать была осуждена за эксплуатацию детей на ферме. Генеральная прокуратура поддерживает инициативу Уполномоченного по правам ребенка относительно законодательного закрепления норм по количеству сотрудников органов опеки, а также усиления работы с детьми в кризисных ситуациях.
До конца текущего года планируется реализовать проект по погружению детей с девиантным поведением в «позитивную среду» (закрепление авторитетных наставников, определение в кадетские классы и клубы военно-патриотического движения «Жас сарбаз», «Жас бүркіт» Нацгварди и т.д.), провести ревизию несовершеннолетних, состоящих на учете органов внутренних дел в целях охвата их дополнительным образованием и так далее.