Согласно данным министра, за 4 месяца 2024 года объем производства составил 7,1 трлн тенге, экспортировано товаров обрабатывающей промышленности на сумму 5,6 млрд долларов. Рост сферы составил 105,2%.
В машиностроительной отрасли рост составил 22%. В частности, увеличилось производство автомобилей на 8,6%, произведено более 46 тыс. единиц. Всего в 2024 году планируется выпустить 160 тысяч автомобилей, а до 2028 года планируется увеличение объемов производства в 2 раза.
Шарлапаев также рассказал о планируемом создании малых промышленных зон в 8 регионах общей площадью 200 тысяч кв. м. На строительство выделено 30 млрд тенге. В пуле проектов 2024 года 180 проектов на сумму 1,5 трлн тенге. При запуске этих проектов будет создано около 18 тысяч постоянных рабочих мест. В числе этих проектов – производство компонентов для грузовых автомобилей, керамических плит, теплоизоляционных материалов, ферросилиция и вольфрамового концентрата.
Далее в ходе брифинга журналисты задали главе ведомства несколько уточняющих вопросов о развитии промышленности в стране, а также что именно Казахстан производит сегодня.
Свой ответ чиновник начал с истории и вспомнил Александра Гамильтона,Фридриха Листа, а также Дэни Родрика.
"Действительно некоторые индустрии машиностроения находятся на разных стадиях развития. Давайте пройдем по фактам. Мы производим сиденья для автомобилей, диски, шины, пластики, которые используются в автомобилях. И вот сейчас у нас реализуется проект по сборке и локализации мультимедийных систем. Дальше мы перейдем к отливке крупных пластиковых изделий: бампера и тд. Потому что логистически их очень неудобно возить. Они очень мало весят и много занимают места. У меня есть большие теоретические ответы, а есть прикладные ответы к вопросу о развитии промышленности. Вот большие ответы... вы можете сами "загуглить" те имена, которые я перечислил, и посмотреть, что такое поддержка зарождающейся индустрии. А есть простой тезис: если мы не будем развивать промышленность, у нас на всех коробок с надписями Glovo или "Яндекс.Еда" не хватит. Моя принципиальная позиция, что мы должны развивать промышленность", — сказал министр.
Касательно сферы машиностроения в стране, министр отметил что все зависит от марки автомобиля, а также отметил, что если у некоторых легковых авто, которые собираются в Казахстане, большое количество привозных деталей и лишь малая часть производится в стране, то для грузовых авто в стране производство на более развитом уровне.