Житель Алматы Александр Марченко узнал о своей задолженности в микрокредитной организации от коллекторов. По их словам, он якобы оформил заём в 80 тыс. тенге в середине июля. Со ставкой в 1000 процентов годовых долг мужчины уже вырос в 2 раза. Такие же долги и у брата Александра.
"На брата также оформили 80 тыс. тенге в этой ТОО "Софи финанс" и взяли второй кредит в ТОО "Кредитум", там 15 тыс. оформили. Мы эти деньги не брали, брат был постоянно в дороге, ездит в Астану периодически. Никаких уведомлений, никто не звонил", - рассказал Марченко.
Братья начали выяснять, кто, а главное, как без их ведома оформил кредиты. Оказалось, во время карантина в удалённом режиме на их имена неизвестные открыли счета в банке второго уровня. Мошенники указали ИИН и номер удостоверения братьев, а затем свой номер телефона, куда и приходили смс для подтверждения согласия на открытие счета и выдачу займов.
В банке же ответили, что полученные деньги сразу перенаправлены в Нур-Султан на другой счет. На вопросы о законности таких действий и проверки данных, в банке уверили, что действуют строго по правилам.
"Согласие на открытие счета осуществляется посредством динамической идентификации клиентов, а именно направления ОТР-пароля на номер телефона, ввод которого в форму заполнения заявки на открытие карты позволяет осуществить подтверждение согласия клиента. При подаче онлайн-заявления клиентом вводятся личные данные, такие как ФИО, ИИН", - ответили в пресс-службе АО "Банк Центр Кредит".
Другими словами, для открытия банковского счета мошенникам достаточно знать данные вашего удостоверения личности. И с этим они могут даже получить онлайн-кредит. В агентстве по регулированию и развитию финансового рынка начали проверку по обращению алматинцев. Пострадавшие уже написали заявление в полицию.
"Где-то было внутри системы безопасности банка нарушение, что такая ситуация могла или не могла произойти. Это должен выяснить сам банк и предоставить отчет, в том числе агентству, как подобная ситуация произошла. Не только для решения конкретных проблем сейчас, а во избежание их в будущем", - сказал главный специалист департамента по защите прав потребителей финансовых услуг Дмитрий Акмаев.
За 2020 год в агентство поступило 8 тыс. жалоб на работу финансовых компаний. Всего в Казахстане работают больше 1000 микрокредитных организаций. По каждому заявлению пострадавших финрегулятор проводит проверку.
Специалисты советуют казахстанцам регулярно проверять свою кредитную историю. В случае возникновения подозрительных займов, необходимо сразу обращаться в правоохранительные органы, в банк и в агентство по регулированию финансового рынка, чтобы поймать мошенника по "горячим следам". Оперативность в этом вопросе играет ключевую роль. Как отмечают эксперты, в 99% таких случаев жертвам мошенников списывают кредиты.