В ходе пленарного заседания депутат Татьяна Савельева представила проект нового Бюджетного Кодекса. По ее словам, в проекте Бюджетного Кодекса отражено внедрение расширенного бюджета, включая внебюджетные фонды и квазигосударственный сектор, внедрение блочного бюджета посредством систематизации инструментов мониторинга, оценки полученных результатов, их учета при планировании, обеспечение открытости и подотчетности государственных финансов, внедрение обзоров расходов, упрощение бюджетного процесса и сроков формирования бюджета, предоставление самостоятельности государственным органам упрощенного переноса средств на следующий год, выстроена система бюджетных правил и целевых ориентиров, ограничивающих размеры привлекаемых в бюджет средств Национального фонда, а также рост расходов бюджета.
В частности, в документе предусмотрены нормы, регламентирующие применение анализа влияния отраслей экономики на объем поступлений из бюджета. Это будет являться базой для определения приоритетов расходов, когда решения принимаются с учетом влияния пула отраслевых государственных инвестиционных проектов на развитие экономики (вклад в ВВП, прирост поступлений в бюджет, прирост инвестиций в отрасль и другое). Таким образом бюджетное законодательство будет ориентировано на достижение конкретных результатов в экономике и других сферах, а не на освоение средств, как это происходит сегодня.
Регламентированы компетенции и усилено взаимодействие государственных органов по планированию и администрированию доходов, в том числе обмен первичной информацией по доходам, ведение мониторинга неналоговых поступлений и отчетности по ним. В годовой отчет об исполнении бюджетов предлагается включать расширенную аналитическую информацию по доходам (о налоговой задолженности, авансовых платежах, полноты собираемости налоговых поступлений с применением налогового разрыва).
Суммы перевыполнения доходов региональных бюджетов, в первую очередь, будут направляться на погашение долговых обязательств и финансирование первоочередных расходов, таких как газификация, водоснабжение, тепловые и электрические сети, ремонт дорог.
Регламентирована деятельность субъектов квазигосударственного сектора во взаимоотношениях с бюджетом. В частности, утверждена норма по зачислению в бюджет не менее 50% от дивидендов, полученных от портфельных компаний Фонда национального благосостояния и не менее 70% от суммы чистого дохода остальных субъектов квазигосударственного сектора.
Также установлено ограничение использования средств Национального фонда только на объекты критической инфраструктуры и общестранового значения.
Предусмотрено информирование Парламента о проводимых корректировках республиканского бюджета и в целом усиление парламентского контроля за бюджетом. В том числе усилен парламентский контроль за деятельностью субъектов квазигосударственного сектора через отчеты об использовании чистой прибыли, оставшейся после выплаты дивидендов, и установление в законе о республиканском бюджете лимита их внешних заимствований.
Согласно новому кодексу, теперь в местные бюджеты будут также поступать плата за цифровой майнинг, сбор за проезд автотранспортных средств по территории республики, сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра (теле- и радиовещание), налог на игорный бизнес, государственные пошлины и штрафы. В итоге сумма передаваемых поступлений на местный уровень составит порядка 95,1 млрд тенге (на базе данных 2023 года).
Корпоративный подоходный налог от малого и среднего бизнеса и индивидуальный подоходный налог передаются на районный уровень. В результате доля бюджетов третьего уровня (районных) к поступлениям местного бюджета по 17 областям увеличится с 35% до 47%, без учета городов республиканского значения.
Кроме того, кодексом регламентированы взаимоотношения областных бюджетов и бюджетов городов республиканского значения, столицы между собой по вопросам развития агломераций.