Как отметили в прокуратуре, грузоперевозчики на границе с КНР выражали недовольство по поводу продолжительного ожидания электронной очереди на таможенном посту "Нур Жолы", а также другим вопросам, связанным с их деятельностью.
По данному факту создана Межведомственная рабочая группа, в состав которой включены представители Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (КГД), Пограничной службы КНБ, Министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР), Антикоррупционной службы и НПП "Атамекен".
"С 24 по 31 марта 2023 года Межведомственной рабочей группой осуществлен выезд в пункт пропуска "Нур Жолы", где проведены встречи с грузоперевозчиками и представителями государственных и уполномоченных органов. Установлены причины возникновения проблемных вопросов с принятием совместных мер, направленных на защиту прав добросовестных грузоперевозчиков и обеспечения прозрачности процесса электронной очереди", - отметили в прокуратуре.
Как выяснилось, приграничный ажиотаж возник из-за несовершенного алгоритма работы программы "E-border", которая позволяла "бронировать" места в очереди путем использования регистрационных данных легковых и сельскохозяйственных автомашин, а также автобусов, собственники которых не имели цели выезда в КНР для перевозки грузов.
Отмечается, что ситуация усугублялась тем, что активизировался "рынок теневых услуг" по перевозке грузов, расценки которых достигали до $40 тыс.
По рекомендации Рабочей группы из очереди исключены порядка 2 тыс. автотранспортных средств, в том числе легковых, а также ранее снятых либо не состоящих на учете.
Дальнейшее же использование списка по "E-border" решено прекратить с 16 апреля текущего года. "В новой системе электронной очереди "CarGoRuqsat" вышеуказанные пробелы учтены посредством интеграции с базами данных органов внутренних дел, что не допускает различные спекуляции с очередностью", - говорится в сообщении.
Также, на территории пункта пропуска находилось около 80 брошенных большегрузов, водители которых длительное время затягивали выезд в КНР для искусственного удорожания стоимости услуг по перевозке. В целях недопущения подобных фактов подготовлен проект поправок в Технологическую схему, согласно которым впредь грузоперевозчики могут находиться на территории пункта пропуска не более 72-х часов.
"Были озвучены и сложности по оформлению виз в КНР. Большинство водителей не имеют визы и вынуждены за определенную плату договариваться с теми, у кого она есть. Главной транспортной прокуратурой рекомендовано МИДу широко освещать порядок и условия получения виз, а также при необходимости провести выездные встречи с грузоперевозчиками по данному вопросу. Для улучшения условий по получению международного разрешения на перевозку грузов по инициативе ГТП подписан совместный приказ МИИР и КГД, предусматривающий его выдачу непосредственно на пункте пропуска, а также исключению излишних требований для грузоперевозчиков. Мониторинг ситуации на данном пункте продолжается", - заключили в прокуратуре.