Напомним, издание Bloomberg заявило, что Нацбанк Казахстана ограничивал и задерживал некоторые сделки с долларом и, таким образом, сдерживал курс тенге от ослабления.
«Во-первых, хочу отметить, что Национальный банк был и остается приверженным свободному плаванию национальной валюты. Гибкое изменение курса тенге в ответ на внешние шоки этого года позволило абсорбировать и ограничить их негативное влияние на нашу экономику.
Во-вторых, в условиях реализации внешних шоков и беспрецедентного ухудшения фундаментальных факторов Национальным банком и правительством были приняты ответные меры для снижения давления на валютном рынке и повышения его сбалансированности», – сказала Молдабекова.
По ее словам, компании квазигосударственного сектора должны согласовать свои валютные операции с Национальным Банком.
«Поэтому мы на ежедневной основе координируем валютные операции квазигосударственных структур. С целью ограничения излишнего давления на валютный рынок компании квазигосударственного сектора – клиенты банков второго уровня прилагают усилия по минимизации воздействия на обменный курс путем равномерного распределения покупок валюты.
В-третьих, Национальный банк не задерживает и тем более не ограничивает операции с иностранной валютой. По всей видимости, информация, приведенная в статье Bloomberg, имеет отношение к мерам, принятым в рамках норм законодательства по вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма», – добавила она.
Молдабекова уточнила, что 22 марта текущего года Агентством по регулированию и развитию финансового рынка, по согласованию с Минфином, были приняты ряд поправок, касающихся правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для банков второго уровня.
«Для обеспечения должного уровня прозрачности проведения валютных операций в рамках процедур "знай своего клиента или KYC" банки второго уровня проводят предварительные проверки конверсионных операций с безналичной иностранной валютой. Также Национальным банком были внесены изменения в правила осуществления валютных операций в части контроля целевого использования покупаемой иностранной валюты в установленные законодательством сроки. Процедуры KYC являются международной практикой, и наши банки, работающие с зарубежными финансовыми организациями, сталкиваются с этими процедурами на постоянной основе», – отметила замглавы Нацбанка.
Принятые изменения, как она подчеркнула, позволяют принимать превентивные меры по предотвращению проведения операций, направленных на незаконный вывод денег, и контролировать целевое использование средств.
«Однако в отдельных случаях это может влиять на скорость проведения конвертаций клиентов. Данные меры направлены на борьбу с незаконными операциями и проводятся в соответствии с международной практикой обеспечения прозрачности и законности операций на валютном рынке. Законодательство Казахстана в сфере валютного регулирования придерживается либеральных принципов и никаким образом не ограничивает потоки капитала. Юридические и физические лица вправе покупать, продавать и проводить любые другие валютные операции в соответствии с законодательством РК», – резюмировала Алия Молдабекова.