Член фракции Народной партии Казахстана Асылбек Нуралин направил депутатский запрос Премьер-Министру Олжасу Бектенову, в котором обратил внимание на актуальную проблему устойчивой перегруженности транспортной системы в Астане и других крупных городах страны.
По его словам, дорожно-уличная сеть мегаполисов находится под постоянным давлением из-за заторов, перебоев в движении общественного транспорта и чрезмерной нагрузки, что негативно сказывается не только на жителях, но и на городской инфраструктуре.
Депутат отметил, что одной из особенностей городов Астана и Алматы является стремительное агломерационное развитие и расширение городских территорий. Эти процессы сопровождаются стихийной урбанизацией и интенсивной маятниковой миграцией. Он признал, что местные исполнительные органы разрабатывают и реализуют программы по развитию транспортной системы с учётом роста населения и уровня автомобилизации. Однако, по мнению Нуралина, «этого явно недостаточно. Необходимо внимание Правительства РК».
Депутат указал, что согласно прогнозам, численность населения столицы может достичь 2 млн человек в ближайшие годы. При этом большая часть рабочих мест и объектов социальной инфраструктуры сосредоточена в центре города. Это, как он подчеркнул, создаёт транспортный коллапс в часы пик из-за одновременного притока жителей из пригородов на работу и обратно. Такая пространственная диспропорция приводит к перегрузке ключевых транспортных артерий.
Ссылаясь на официальные статистические данные, депутат отметил, что более половины работающего населения столицы занято в государственных учреждениях. В этой связи он предложил рассмотреть возможность перераспределения транспортных потоков, особенно для сотрудников центральных исполнительных органов, национальных компаний и их подведомственных организаций.
Одной из конкретных мер Нуралин назвал изменение графика начала рабочего дня. По его словам, «исследования показывают, что утренние часы более продуктивны с точки зрения производительности труда. Сдвиг графика рабочего дня с 9 часов утра на 7 и 8 часов в значительной степени отвечает предлагаемым мерам». Он считает, что такая мера может эффективно разгрузить городские дороги в утренние часы.
Кроме того, депутат указал на необходимость учитывать мировой опыт в решении транспортных проблем. Он подчеркнул, что «это глобальный вызов и многие страны используют разные подходы в зависимости от инфраструктуры, культуры, экономики и политической воли». Среди эффективных зарубежных практик он отметил приоритет общественного транспорта, развитие пешеходной и велосипедной инфраструктуры, жёсткие правила парковки, а также внедрение безсветофорных магистралей, многоуровневых развязок и перехватывающих парковок на въездах в города.
Депутат Нуралин акцентировал, что стратегической целью должно стать развитие полицентричной городской структуры, устойчивой мобильности, снижение зависимости от личных автомобилей и общее повышение качества городской среды. Он подчеркнул: «Мы убеждены, что совместными усилиями законодательной и исполнительной ветвей власти возможно модернизировать дорожно-транспортную инфраструктуру, она может стать удобной и комфортной».
В завершение своего запроса депутат озвучил ряд конкретных предложений:
-
Рассмотреть создание межведомственной рабочей группы по разработке упреждающих мер в сфере транспортной политики.
-
Предусмотреть в республиканском и местных бюджетах дополнительные средства для модернизации транспортной инфраструктуры столицы и других крупных городов.
-
Дать соответствующие поручения по усилению координации между центральными и региональными структурами по вопросам планирования и строительства транспортных развязок, современных подземных и надземных пешеходных переходов, а также эффективного управления транспортными потоками.