Сегодня Сенат принял в обоих чтениях Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам профилактики правонарушений и совершенствования отдельных отраслей законодательства». Одной из норм документа предусмотрено включение электрических самокатов, сдаваемых в аренду, в число транспортных средств, для управления которыми требуется обязательное страхование гражданско-правовой ответственности.
Кроме того, на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, предоставляющих электросамокаты в аренду, возлагается ряд обязанностей. В частности, речь идет о ведении учета с присвоением и размещением регистрационного номера на каждом самокате, обеспечении идентификации пользователей и их проверки на наличие действительного водительского удостоверения и отсутствие лишения права управления транспортными средствами, а также о запрете аренды и управления электросамокатами на проезжей части лицами младше 18 лет и не имеющими права управления.
В кулуарах Сената вице-министр МВД РК Игорь Лепеха сказал, что новые требования в сфере использования электросамокатов внедряются поэтапно, с учетом возможностей городской инфраструктуры и международного опыта.
«Мы эту работу ведем поэтапно, планово, чтобы сразу не было лишних проблем у людей. Первый блок был у нас, когда мы сказали, что по дороге — только с правами, только в шлемах и всё остальное. Теперь второй блок. Мы проанализировали систему безопасности дорожного движения Хельсинки. По европейским меркам — небольшой город, там порядка 600 тыс. населения. У них в одном городе более 600 км велодорожек. У нас по всей стране — чуть больше 500. Естественно, надо строить даже не только для электросамокатов, а просто для велосипедистов. Это нужно делать, но это, во-первых, достаточно дорогостоящее удовольствие. Второе — у нас многие города так были построены, что между домами узенькая улица, там сделать бы дополнительную полосу для транспорта — и то не получается. Но при проектировании, строительстве новых каких-то улиц эти вещи должны обязательно учитываться», — рассказал вице-министр.
Он отметил, что принятые изменения не являются окончательными и работа над ужесточением регулирования продолжается.
«Это не последняя поправка и не последний пакет поправок. Сейчас в Мажилисе мы уже работаем над третьим пакетом поправок. Он будет, скажем так, более жесткий. Посмотрим, как сейчас это начнет работать, какие будут у нас положительные моменты. Они будут однозначно. В целом ситуация всё равно улучшается», — ответил Игорь Лепеха.
Вице-министр сообщил о проведённых встречах с представителями кикшеринговых компаний и обсуждении необходимости изменения подходов к обеспечению безопасности на дорогах.
«Мы вчера встречались с представителями шеринговых компаний. У них есть понимание, что так дальше не может продолжаться, что нужно не только силовыми методами полиции, но и, скажем так, включать технологические решения», — сказал он.
Игорь Лепеха пояснил, какие технологические механизмы планируется применять для ограничения движения электросамокатов в отдельных зонах.
«Они (прим. — кикшеринговые компании) должны будут в своих программах предусмотреть: есть там детализированная карта местности, в частности, вот Яндекс её использует. Они накладывают на эту карту, допустим, парк, скверы, где скорость должна замедляться, и это должно замедляться автоматически. То есть если этот самокат заезжает условно в парк, у него скорость должна замедляться либо он должен отключаться, если там ехать нельзя», — заключил вице-министр.

