Шерзата Полата убили в Талгаре в ночь с 3 на 4 октября 2024 года. Нурганат Гаипбаев рассказал полиции, что 3 октября весь день Шерзат Полат был рядом с ним. Днем они дома занимались убоем скота, после чего повезли мясо в точку продажи возле магазина «Камажай», перед которым позже и произошло убийство.
По словам допрошенного, работу с мясом они завершили примерно к 8 часам вечера. После чего Нурганат предложил поехать домой, но Шерзат сообщил, что сделает в магазине уборку и вернется, как закончит. Нурганат один уехал на своей машине домой, поел и лег спать.
Далее по показаниям дяди Шерзата, среди ночи, около 23:00-23:30 его разбудила мама Шерзата Гульбара Бейшембиева, передав ему свой телефон для разговора с отцом Шерзата - Каржаубаем Нурымовым. Последний попросил срочно приехать в магазин Нурганата, отметив, что его сын с кем-то подрался.
«Я полусонный позвонил Шерзату. Я спросил у него, что случилось. "Дядя Нурганат, я повздорил с одним, ударил его. Срочно приезжайте", - ответил мне Шерзат», — говорится в показаниях Гаипбаева.
В этот раз Гаипбаев отправился в магазин на машине своего отца.
«Перед магазином я увидел одного парня в шапке, выяснилось, что его зовут Дархан (прим. – один из подсудимых Дархан Аскентай). Он стоял и конфликтовал с Шерзатом. Я спросил у Шерзата о том, что произошло. По словам Шерзата, он пришел за своей зарядкой в магазин, где услышал от Дархана нецензурную ругань в адрес отца. Шерзат это все видел, взял свою зарядку и тихо вышел из магазина. После из магазина вышел и Дархан, на улице он стоял и пил пиво. Шерзат к нему подошел и спросил: "Дядя почему вы не уйдете, почему оскорбляете моего отца?". Дархан нагрубил ему и оскорбил его мать. Шерзат не сдержался и ударил его», — озвучила слова Нурганата Гаипбаева гособвинитель.
Далее, по его сведениям, были осуществлены попытки спокойно обсудить произошедшее с Дарханом на следующий день.
«Но он не слушал, взял телефон и позвонил Нурболу (прим. – еще один подсудимый по делу Нурбол Токтаубаев). Нурбола я раньше видел на улицах, поскольку мы живем в одном селе. Где-то через 2-3 минуты Нурбол приехал на машине. Их приехало двое. За рулем машины находился другой парень, не знаю, как его зовут. Нурбол вышел из машины и заявил: "Я хуторской, знаешь меня?". Я ему ответил, что меня зовут Нурганат, я 94-й. Сказал, что живу в этом селе. Предложил ему оставить разговор на следующий день и поговорить по-человечески, спросил: "Что нужно? Деньги? Если скажешь, деньги, то давай мы все оплатим. Но что бы ни было, давай решим завтра днем. Я буду здесь"», — рассказал ранее полиции дядя Шерзата Полата.
Он сообщил, что объяснил Нурболу, как возник конфликт, на что в ответ слышал ругательства. В этот момент из магазина вышел Каржаубай и показал Нурболу чек, чтобы показать, что оплата от Дархана за пиво не прошла. Нурбол сообщил, что оплатит покупку сам, что и сделал.
«После чего я предложил Нурболу прийти завтра и поговорить. Он согласился, мы пожали руки и Нурбол, водитель, а также Дархан сели в машину и уехали, а я, Каржаубай и Шерзат зашли в магазин», — сообщается в показаниях Нурганата Гаипбаева.
В магазине, как сообщил дядя Шерзата, Каржаубай занимался подсчетом кассы, а сам Нурганат дал ключи от машины его отца Шерзату и велел подростку возвращаться домой. Но в то время, когда Шерзат вышел на улицу, к магазину вновь вернулись Нурбол, Дархан и парень за рулем авто. Между мужчинами возобновился спор.
«Нурбол и Каржаубай зашли в магазин, Шерзат остался на улице. В это время я разговаривал с Дарханом, а водитель их машины подошел ко мне и спросил: «Братан, что случилось?». Я предлагал Дархану деньги, предлагал в ответ ударить меня, но не трогать Шерзата, объяснив, что ему всего 16, он еще юн и совершил глупость. Дархан в свою очередь продолжал возмущаться, что ему повредили лицо. Я обратился к водителю с просьбой забрать их (прим. Дархана и Нурбола) и возвращаться. Этот парень просто стоял и слушал», — говорится в показаниях.
Каржаубай и Нурбол споря вышли из магазина. По сведениям Нурганата Гаипбаева, Нурбол в магазине вытащил и показал отцу Шерзата нож, из-за чего они конфликтовали. Подросток пытался встать между ними и разнять их. Нурганат Гаипбаев подозвал к себе Нурбола и вновь предложил мирно решить вопрос.
«"За племянника я лично прошу прощения", — сказал я. Но пока я это говорил, Нурбол начал звонить своим ребятам. Первым он позвонил парню по имени Чика, после этого Нуркиясу (прим. – подозреваемый Нуркияс Ильясов). Звонил без перерыва. Я в тот момент понял, что здесь будет драка. По этой причине я велел Шерзату вернуться домой, пока цел. Шерзат сел в машину моего отца и уехал. Я сам видел, как он сел в машину и уехал. Он злился, но послушал меня», — процитировала Гаипбаева прокурор.
Нурганат Гаипбаев сообщил, что после очередной просьбы не усугублять ситуацию, Нурбол согласился и прервал конфликт. Но к этому времени к магазину уже подъехали его знакомые, которым он ранее звонил. Мужчины прибыли на двух машинах – красной Hyundai и черной Mercedes.
«Из Hyundai вышли либо 3, либо 4 человека. Из Mercedes вышли Абзал (прим. – главный подсудимый Абзал Шынасыл, обвиненный в убийстве), Нуркияс, Шынгыс (прим. – подсудимый Шынгыс Белгожаев), еще один парень и две девушки. Ко мне первым подошел Нуркияс. Все поздоровались, после чего я отправился ближе к магазину. После чего парень по имени Чика, вышедший из хендая, поздоровался со мной. Я ему сказал, что у него знакомое лицо. Он посмотрел на меня и сказал: "Я же Шал (прим. – старик)". Я ему ответил, что ему максимум на вид 30 лет, он посмеялся и отправился в сторону магазина. Открыл дверь, сказал своим парням сзади "Делайте", а сам вошел внутрь», — сообщается в свидетельствах дяди Шерзата.
По его словам, остальные мужчины стали направляться в его сторону. Завязалась драка. Каржаубай выбраться из магазина не мог, поскольку одна из девушек, подъехавших вместе с остальной толпой, придерживала дверь ногой.
«Вторая девушка была у машины Mercedes. В это время стали появляться ножи. То есть эта девушка стала из машины подавать ножи. Первый нож попался Нуркиясу. Я призвал парней остановиться, поскольку я был напуган, когда увидел нож. Но Нуркияс с ножом дважды напал на меня и не попал. Я его ударил, и он упал передо мной. Стоявший сзади Абзал стал направляться на меня. В этот момент, я не знаю откуда, появился Шерзат. Он ударил Абзала, тот попятился назад. Я стоял на углу магазина. Остальные парни, то есть около 10 человек, побежали на меня. Я отступил назад и Шерзат в этот момент схватил меня и сказал: "Дядя Нурганат, нужно бежать". Я сказал Шерзату бежать, а я за ним последую. Началась драка, я насколько смог, противостоял им. Пока я боролся, я услышал в 10-15 метрах, как бежавший Шерзат крикнул несколько раз: "Дядя Нурганат, они что-то воткнули в меня". Я отбился от нападавших и побежал к Шерзату, поднял его кофту и увидел, что его пронзили ножом. Я закрыл рану рукой и крикнул: "Парни остановитесь, вызовите скорую"», — говорится в показаниях Нурганата Гаипбаева.
Далее, как он рассказал, нападавшие продолжили избивать Гаипбаева, который пытался накрыть своим телом Шерзата и защитить. От ударов Гаипбаев потерял сознание. Последнее, что он успел заметить – это мать подростка, прибежавшая на помощь к лежащему на земле Шерзату. После он проснулся в больнице.
Напомним, что Шерзат Полат умер в ночь с 3 на 4 октября 2024 года. Его дядя Нурганат Гаипбаев совершил суицид в декабре прошлого года.
По делу об убийстве Шерзата подозреваемыми проходят 9 человек. В сети сообщалось, что в преступлении замешаны члены некой группировки «Хуторские». Однако в МВД сообщили, что подобная ОПГ не состоит на учете.