Депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан выразили обеспокоенность состоянием безопасности пассажирских перевозок в стране, в связи с ухудшающейся ситуацией на дорогах. В своем запросе к Первому заместителю Премьер-Министра Роману Скляру они затронули несколько ключевых проблем, в том числе резкое увеличение числа дорожно-транспортных происшествий, в которых за 2024 год погибло более 2,5 тыс. человек.
Депутаты отметили, что большая часть перевозок в Казахстане осуществляется через платформы агрегаторов, где требования к водителям зачастую минимальны или отсутствуют. Такие платформы обрабатывают миллионы поездок ежегодно, но многие из них предоставляют услуги без должного контроля, что приводит к различным нарушениям безопасности.
Как указано в запросе, в сфере пассажирских перевозок не соблюдаются важнейшие требования, такие как обязательное страхование, отсутствие билетной системы, медицинского осмотра и контроля технического состояния автомобилей, а также несоответствие режима труда водителей. Эти проблемы связаны с тем, что многие перевозчики работают на нерегулярных маршрутах и неофициальных сервисах, что приводит к отсутствию должного надзора.
Одной из предложенных мер является цифровая верификация водителей, что позволит интегрировать данные агрегаторов с государственными информационными системами для проверки наличия водительских прав, страховки и прохождения технического осмотра.
Также предлагается изменить систему регистрации дорожно-транспортных происшествий, указывая данные о перевозчике и платформе, на которой был получен заказ.
Роман Скляр в своем ответе депутатам отметил, что в Мажилисе Парламента уже находится проект закона, который направлен на создание саморегулируемых организаций (СРО) для контроля за безопасностью перевозок. В проекте предусмотрены меры по цифровой верификации водителей и интеграции информационных систем с государственными базами данных для улучшения контроля за соблюдением норм безопасности. Также будет разработан порядок для отражения в платежных документах информации о перевозчике, времени и маршруте поездки.
В ответе также подчеркивается, что создание СРО в сфере пассажирских перевозок позволит внедрить общественный контроль, а также обеспечить более эффективное взаимодействие с государственными органами при выявлении нарушений законодательства.