По данным официальной статистики, общий объем строительных работ в Казахстане за прошлый год достиг 7,6 трлн тенге, тем самым увеличившись на 21% по сравнению с 2022 годом. Большую часть из этого занимают жилые и нежилые здания, дороги и автомагистрали, трубопроводы для водоснабжения и канализации, а также нефтяные и газовые магистральные трубопроводы. В целом за 2017-2023 годы строительная отрасль в структуре ВВП занимает в среднем 6,5%.
Но в действующих нормативных правовых актах, влияющих на ценообразование в строительстве, имеется целый ряд пробелов и недоработок.
К примеру, отсутствуют четкие критерии и прозрачность отбора базовых предприятий-поставщиков. Это касается мониторинга цен на стройматериалы, изделия, конструкции и оборудование. При этом компании не несут ответственности за непредставление установленной формы отчетности.
Установлены недостатки в законодательстве о государственных закупках. Так, Правила проведения госзакупок не учитывают положения о реализации проектов строительства в соответствии со сметой подрядчика.
Не урегулирован вопрос предоставления подрядными организациями скидки, обозначенной ими первоначально при подаче заявки на участие в конкурсе и явившейся основанием для выбора поставщика.
Помимо прочего, действующее законодательство позволяет в случае корректировок и удорожаний проектов строительства с сохранением технологии, увеличивать также сумму договоров об оказании услуг технического и авторского надзора. Это приводит к дополнительной нагрузке на бюджет, несмотря на тот же объем надзорных услуг.
Госаудит выявил, что в действующем законодательстве также не предусматривается проведение сертификации инженеров-сметчиков, участвующих в процессе проектирования и строительства.
На сегодняшний день архитектурные, градостроительные и строительные каталоги Казахстана содержат более 500 отраслевых и ведомственных нормативных документов СССР и постсоветского периода (до 2001 года). Их актуальность требует подтверждения.
По данным госаудита, имеются проблемы и при цифровизации строительной отрасли.
Деятельность негосударственных экспертных организаций характеризуется наличием многочисленных грубых нарушений законодательства при выдаче экспертных заключений по строительным проектам.
Всего государственным аудитом выявлены:
- финансовые нарушения на 1,3 млрд тенге;
- неэффективное планирование и использование бюджетных средств – более чем на 14,2 млрд тенге;
- экономические потери и упущенная выгода – 530 млн тенге.
- Также установлено 26 системных недостатков и 88 процедурных нарушений.
Материалы по 21 факту с признаками административных правонарушений переданы в уполномоченные органы.