Законопроект депутатам Мажилиса представил министр юстиции Азамат Ескараев. Он сообщил, что нормами предусматривается перенос отдельных категорий публично-правовых споров из Гражданско–процессуального кодекса в плоскость административной юстиции. К таким относятся главы 30 ГПК "Производство по делам об оспаривании законности нормативного правового акта" и 44 ГПК "Производство по делам об установлении неправильностей записей актов гражданского состояния".
Законопроектом предусматривается исключение главы 44 из ГПК, что собой подразумевает переход рассмотрения данных споров в порядке АППК.
"Далее, Минюст уделил особое внимание переводу главы 30 ГПК, поскольку данный вопрос тесно связан с деятельностью Конституционного Суда (КС), который рассматривает обращения граждан на предмет проверки конституционности того или иного нормативного правового акта (НПА)", — отметил Азамат Ескараев.
Как объяснил министр, в целом, основные различия между конституционным и административным судопроизводствами будут заключаться в следующем:
1) КС проверяет НПА на предмет их конституционности, а СМАСы подзаконные нормативные правовые акты на предмет их законности (то есть, на соответствие конституционному закону, кодексу, консолидированным законам, законам).
2) КС вправе проверять все виды НПА (законодательные, подзаконные акты и НПВС), в то время как в административном судопроизводстве будут проверяться исключительно подзаконные НПА.
3) для инициирования конституционного судопроизводства обжалуемый НПА должен быть применен судом в конкретном деле с участием лица. В АППК такого требования не будет.
4) признание НПА не соответствующим Конституции в конституционном судопроизводстве, помимо его отмены, также будет являться основанием для отмены в установленном порядке положений других НПА, содержащих такие же положения. По АППК такой возможности не будет, следовательно, на каждый подзаконный акт подается новый иск.
5) решение КС будет иметь преюдициальное значение для СМАСов, так как законы и иные правовые акты признанные неконституционными, отменяются (не подлежат применению) и являются основанием для отмены других законов или иных правовых актов, содержащих такие же положения. Вместе с тем, решения КС являются окончательными и не подлежащими обжалованию. В свою очередь, решения СМАСов не будет преюдициальным, следовательно, гражданин может обжаловать НПА, примененный судом в конкретном деле, с участием лица в конституционном производстве.
6) признание подзаконного НПА незаконным влечет признание данного НПА или его части утратившим силу согласно Закону "О правовых актах".
Депутаты одобрили данный законопроект в первом чтении.