До появления COVID-19 в стране
6 января главный санитарный врач Казахстана объявил об усилении санитарных норм в целях предотвращения коронавирусной инфекции. С 31 января Казахстан усилил санитарно-пропускной режим во всех пунктах пропуска через границу в связи с коронавирусом. Было приостановлено действие 72-часового безвизового пребывания для граждан Китая на территории Казахстана. И уже тогда в стране возник дефицит медицинских масок в аптеках: спекулянты, которые заранее раскупили маски, продавали их по завышенным ценам.
Коронавирус добрался до Казахстана
Новость о первых случаях коронавирусной инфекции в Казахстане появилась 13 марта, когда среди прилетевших казахстанцев из Германии обнаружили двоих зараженных. Первый зараженный коронавирусом казахстанец прибыл в Казахстан из Германии 10 марта, второй — на частном самолёте 12 марта. В тот же день сообщили о третьем и четвёртом случаях. Правительством принято решение отменить все массовые мероприятия в Казахстане.
Введение режима ЧП
15 марта Президент Касым-Жомарт Токаев объявил о том, что с 16 марта в Казахстане вводится режим Чрезвычайного положения, который был дважды продлён. В стране была приостановлена деятельность крупных объектов, таких как кинотеатры, спортивные и тренажерные залы.
А с 19 марта в Нур-Султане и в Алматы был введен режим карантина, а 4 апреля карантинный режим был введен и в Шымкенте. В данных условиях был ограничен въезд в данные города, на подъездах к городам выставлены блокпосты. Крупные торговые объекты городов были закрыты за исключением продовольственных магазинов и аптек. Для пропуска грузовых автомобилей с продовольствием был организован «зелёный коридор».
4 мая Главный санврач страны объявила о стабилизации заболеваемости COVID-19 в Казахстане, а 11 мая на территории Казахстана режим ЧП завершился. Однако карантинные ограничения остались в действии.
С 17 августа началось ослабление карантинных мер. Сейчас основные ограничения сохраняются лишь в выходные дни.
Переход на дистанционное образование
С 16 марта в стране закрыли учебные заведения, а учеников отправили на ранние каникулы с 16 марта по 6 апреля, ВУЗы же перешли на дистанционное обучение. Однако участники процесса к таким переменам не были готовы. Почти сразу на такой формат обучения начали поступать жалобы как от учителей, так и от учащихся, поскольку почти сразу был обнаружен ряд важных проблем. Резко возникла необходимость в обеспечении части учащихся смартфонами или ноутбуками, доступным интернетом, также много жалоб поступало по поводу возросшей нагрузки как от педагогов, так и от учеников.
В декабре стало известно, что в целях обеспечения качества обучения, по предложению Министерства образования и науки, а также с учетом мнения общественности, было принято решение вернуть учеников выпускных классов в школы с новой четверти, и возобновить комбинированное обучение студентов первых курсов колледжей и вузов со 2 семестра.
42500
21 апреля Глава государства сообщил об инициированном Президентском пакете мер социальной помощи гражданам за время введенного ЧП, оказавшимся в тяжелой ситуации, который включил в себя выплаты соцпомощи в размере 42 500 тенге, для тех, кто лишился дохода в связи с ЧП, раздачу продуктовых наборов социально уязвимым гражаданам, индексацию размеров пенсий и ряда пособий, отсрочки выплаты платежей и кредитов. Выплаты были возобновлены и в июле из-за усиления карантина, а в августе, поскольку карантин длился неполный месяц, выплата составила 21 250 тенге. Также для МСБ были продлены отсрочки по кредитам в пострадавших секторах экономики. Также предпринимателям разрешили рефинансировать долг по льготным условиям госпрограмм.
Согласно последним данным на декабрь, выплаты в связи с потерей работы в период ЧП получили более 92 тыс. человек.
Надбавки и выплаты медработникам
30 апреля стало известно о том, что 26 тыс. врачей, по данным МИОР, получат надбавку к зарплате в связи с лечением коронавируса, размер которых варьировался в зависимости от степени риска в пределах от 200 до 850 тыс. тенге. Также были предусмотрены единовременные выплаты: в случае заболевания медработника — 2 млн тенге, в случае его смерти — 10 млн тенге. Однако и здесь возник ряд вопросов, оставшихся без ответов, поскольку первые выплаты медики начали получать только в конце июля, и получили далеко не все. Минздрав задержки выплат медработникам объяснял информационной системой, которая «дорабатывалась».
С 20 октября компенсация в размере 2 млн тенге в случае заражения COVID-19 на работе казахстанским медикам была отменена. Главный санврач Казахстана Ерлан Киясов позднее назвал эти выплаты «расслабляющими» и «излишними». Однако компенсации в размере 10 млн тенге в случае гибели медика были сохранены. Они выплачиваются, если факт заражения на рабочем месте был «доказан».
Вспышка коронавируса в ЦГКБ
В самый разгар режима ЧП, в апреле произошло массовое заражение COVID-19 среди медработников Центральной городской клинической больнице (ЦГКБ), в результате было начато расследование, а саму больницу закрывали на карантин. К слову о выплатах, обещанную компенсацию в 2 млн тенге, согласно данным сотрудников больницы, никто не получил. Это было объяснено недостаточностью доказательств.
Случаи COVID-19 среди высокопоставленных чиновников
Как известно, случаи COVID-19 регистрировали и среди числа высокопоставленных чиновников Казахстана. Одним из первых, заразившихся коронавирусом должностным лицом в Казахстане стал глава Управления общественного здоровья Алматы Камалжан Надыров. Следом за ним коронавирусную инфекцию подхватили акимы городов и областей: аким Темиртау Галым Ашимов, аким Алматинской области Амандык Баталов, аким Туркестана Рашид Аюпов, аким Костанайской области Архимед Мухамбетов, аким города Семей Ермак Салимов, аким Костаная Кайрат Ахметов. Также стало известно о положительном результате на ПЦР-тест первого президента Нурсултана Назарбаева, пресс-секретаря президента Токаева Берика Уали, председателя Мажилиса Нурлана Нигматулина, депутата Мажилиса Бекболата Тлеухана, заместителя премьер-министра Ералы Тугжанова, возглавляющего межведомственную комиссию по нераспространению коронавирусной инфекции в стране. Неожиданной новостью стало заражение коронавирусной инфекцией министра здравоохранения Елжана Биртанова, а также главного санврача Алматы Жандарбека Бекшина.
Вспышка на Тенгизе
В начале мая большую тревогу забили в Атырауской области. Причиной тому, послужила произошедшая вспышка коронавируса среди работников на месторождении "Тенгиз". Из всех случаев заражения коронавирусом в Атырауской области 80% были на месторождении. Как отметили в Комитете контроля качества безопасности товаров и услуг, такому быстрому распространению коронавирусной инфекции среди сотрудников способствовало массовое скопление. В результате чего на территории был введен особый режим, а также были установлены блокпосты.
«Общежития для работников и столовые имеют общие коридоры, изоляции нет. И на работе, и во время отдыха рабочие общаются друг с другом, из-за чего сложно остановить распространение инфекции. Руководителям всех подрядных и субподрядных организаций необходимо усилить профилактические мероприятия и ответственность за принимаемые меры по недопущению распространения инфекции», – заявил Биртанов в ходе визита.
Сейчас на месторождении "Тенгиз" сохраняются строгие карантинные меры: функционируют санитарные посты, осуществляется изоляция и проводится последующее ПЦР-тестирование всех работников при прибытии на вахту и выезде.
В начале декабря среди работников на месторождении снова произошла вспышка заболевания. В этот раз сотрудников уличили в фальсификации ПЦР-тестов с отрицательным результатом на коронавирус. Выявлялись факты, когда некоторые работники подрядных организаций пересекали санитарные посты по поддельным ПЦР-справкам. У данных сотрудников были деактивированы пропуска.
С 25 декабря Межведомственная комиссия приняла решение усилить ограничительные меры на месторождении "Тенгиз" до стабилизации эпидемиологической ситуации.
Пик коронавируса в Казахстане
Пик заболеваемости коронавирусом Казахстане пришелся в июле, когда после снятия жесткого карантина в мае на всей территории страны число зараженных коронавирусом начало резко расти. В самом начале лета в Казахстане было зарегистрировано чуть больше 10 тыс. случаев заболевания, и только за июнь это число выросло почти в 4 раза, а к концу июля стало близко к 100 тыс. Также на начало июня в Казахстане регистрировали 41 летальный случай от коронавируса, но к концу месяца число погибших выросло до 188. В июле же скончалось больше 600 человек, и к концу месяца общее число летальных исходов достигло 793. По всей стране наблюдалась острая нехватка лекарственных средства, скорые ездили с пациентами из одного стационара в другой, в больницах не хватало на всех заболевших мест и аппаратов ИВЛ.
Ложные тесты в ВКО
В октябре разразился скандал вокруг ложных ПЦР-тестов в ВКО. Врачи региона заявили о том, что каждый второй положительный результат, который получали пациенты, – неверный: из сотни COVID-положительных результатов, подтвердились только 19. Расследованием занялись сотрудники республиканского научно-практического центра санэпидэкспертизы. Однако, когда республиканская комиссия начала разбираться, делегацию во главе с главным санврачом страны не пустили на порог организации.
Сейчас сотрудники научно-практического центра проводят совместные межлабораторные исследования с ВОЗ на предмет оценки качества и квалификации частных лабораторий. Напомним, Восточно-Казахстанская область не раз лидировала по выявленным случаям коронавируса.
Скандал вокруг "СК-Фармация"
В июне казахстанцы начали активно скупать лекарства в связи с ростом заболеваемости COVID-19. С аптечных прилавков исчезли жаропонижающие и противовирусные препараты, антибиотики, зато лекарства появились у перекупщиков по завышенным в разы ценам. В некоторых аптеках лекарства резко подорожали.
А 7 июля в казнете стали обсуждать публикацию супруги главы ФСМС в Instagram, в котором она рассказала, что муж ей подарил 12-й автомобиль. В тот же день Агентством по противодействию коррупции начат внешний анализ коррупционных рисков в деятельности ТОО "СК-Фармация", в результате которого работа единого дистрибьютора оказалась почти сплошной коррупцией, где каждый этап работы непрозрачен, а оттого подвержен коррупционному риску.
12 июля, после поручения президента, бывший глава "СК-Фармация" Айбатыр Жумагулов был уволен. Его сменил Ерхат Искалиев.
Игры со статистикой
В самый пик эпидемии в Казахстане все чаще начали говорить о случаях заболевания, при которых ПЦР-тест давал отрицательный результат при всех симптомах коронавируса. И хотя таких пациентов лечили так же, как и коронавирусных больных, в общую статистику по COVID-19 они не входили.
Затем, в начале июля, в некоторых СМИ появилась информация о том, что среди казахстанцев наблюдаются частые случаи заболевания неизвестной пневмонией, которая является более смертоносной, чем коронавирус. Вскоре, после поручения Президента Токаева разобраться с вопросом, выяснилось, что в стране действительно наблюдается пневмония неуточненной этиологии, и число болеющих ею растет. С 1 августа было принято решение не включать такую пневмонию в официальную статистику по коронавирусу. Таким образом с августа в стране ведутся две статистики: по коронавирусу и по пневмонии. Однако до сих пор остаётся неизвестным, сколько людей переболело данным заболеванием за лето.