Как отметила сенатор, этот вопрос напрямую влияет на Национальную и экономическую безопасность страны. По ее словам, проблема в период пандемии приобрела особую остроту.
"Мы не располагаем точными данными о суммах вывода капитала за рубеж, так как у нас нет и отсутствует единая система мониторинга и оценки. Государством не проводится соответствующие исследования. Поэтому мы вынуждены обращаться к оценкам экспертных организации. Согласно международной организации Tax Justice Network за последние 20 лет отток капитала из Казахстана только в офшорные зоны составил порядка $140 млрд", - сообщила она.
За период с 2015 по 2019 годы, по словам Перепечиной, в производстве Комитет по финансовому мониторингу по фактам незаконного невыполнения требований репатриации национальной и иностранной валюты в течение 2015 - 2019 годов в едином реестре досудебных расследований зарегистрировано 238 уголовных дел. Прекращено по реабилитирующим основаниям также 238 дел. В суд было передано 3 уголовных дела. Из 238 прекращенных дел порядка 70% или 170 дел прекращено в связи с отсутствием деяния состава правонарушения. "То есть факт вывода капитала за границу есть. однако этот факт национальным законодательством не квалифицируется как правонарушение. Таким образом, из 238 зарегистрированных дел только 3 дела были направлены в суд. И даже в рамках этих трех дел вопрос возврата денежных средств не рассматривался", - добавила депутат.
"Действующая система противодействия незаконному выводу капитала несовершенна. На основании этого прошу ответить на следующие вопросы: Есть ли планы по проведению мониторинга, экономических исследований такого явления, как отток капитала за границу и какой государственный орган будет его осуществлять? Вырабатываются ли какие-либо международные договоры, ускоряющие и облегчающие, взаимодействие СЭР со службами иностранных государств?", - обратилась она к Мамину и Досаеву.