По словам Жумагулова, концерн Borealis 19 мая официально объявил о прекращении работы над проектом завода по производству полиэтилена в Атырауской области. Стоимость проекта оценивалась в $6,5 млрд, а установленная мощность 1 250,0 тыс тонн в год.
Гендиректор союза нефтесервисных компаний отмечает, что это не первый случай отказа иностранного инвестора от данного проекта за 12 лет. В 2015 году один из двух акционеров данного проекта LG Chem оставил проект на стадии реализации.
“Остается загадкой, что-то не так с этим проектом. Рядом находятся 2 крупнейших месторождения (Тенгиз и Кашаган) с доступным сырьем, предоставлены налоговые преференции, налажена инфраструктура за счет государственного бюджета. Однако инвесторы, после пребывания в Казахстане и знакомством с казахстанской бюрократией, отказываются от реализации своих планов”, - пишет он.
Процесс развития проектов с участием иностранного капитала в Казахстане Жумагулов сравнил с соседними странами. Так, по его словам, в России за 4 года компанией «Сибур» построен нефтехимический комплекс «Запсибнефтехим» стоимостью в $9 млрд. В Узбекистане еще в 2016 году построили крупнейший в Центральной Азии Устюртский газохимический комплекс общей стоимостью $4,2 млрд. В Туркменистане был запущен газохимический комплекс по выпуску полиэтилена и полипропилена стоимостью в $3,4 млрд еще в 2018 году. “Хотя Казахстан раньше этих стран заявлял о развитии газохимической отрасли”, - подчеркнул он.
Жумагулов также вспомнил историю, когда компания Daewoo планировала построить завод в Казахстане, но, не сумев договориться с Правительством, начала свою деятельность в Узбекистане.
Со-акционер концерна Borealis - OMV - также покидает казахстанский рынок и продает свои нефтегазовые месторождения в Казахстане (Комсомольское и Тасбулат).
“А в 2007 году КазМунайГаз потратил на румынские активы OMV свыше 3.5 млрд.$., плюс инвестиции свыше 1.4 млрд.$.
3 года назад румынские активы КазМунайГаза оценивались уже 1.4 млрд.$. Хотели продать китайцам 51% за 700 млн.$, но и китайцы отказались. Сейчас капитализация вероятнее всего еще ниже.
Эх, вложи КазМунайГаз в казахстанскую нефтехимию 5 млрд.$, а не в румынскую, то сегодня бы экспортировали сырье (полиэтилен) своими казахстанскими силами”, - заключил Жумагулов.
В 2018 году стало известно, что Министерство энергетики и казахстанская государственная компания «Объединенная химическая компания» заключили соглашение с австрийской компанией Borealis. Как сообщает Powerexpo.kz, подписанное соглашение (TermSheet) закрепляет пакет мер государственной поддержки и обуславливает переход на стадию проектирования (разработка технико-экономического обоснования). Второй документ - меморандум о взаимопонимании относительно сотрудничества по проекту производство полипропилена в Атырауской области также был подписан между Министерством энергетики РК, ФНБ «Самрук-Казына» (ТОО «Объединенная химическая компания») и компанией Borealis.
Позже в 2019 году бывший вице-министр энергетики Магзум Мирзагалиев заявлял, что с инвестором ведутся переговоры по мерам государственной поддержки. “Понятно, что инвестор, вкладывая очень большие средства, не хочет заходить на 50% в данный проект. Естественно, они хотят видеть какие-то меры господдержки”, - отметил тогда Мирзагалиев. Однако как развивались эти переговоры не известно.
Отметим,что Borealis входит в топ-4 крупнейших компаний-производителей полиэтилена. Акционерами Borealis являются Mubadala (ОАЭ) - 64% и OMV (Австрия) - 36%.