На поддержку граждан и экономики в условиях чрезвычайного положения дополнительно предусмотрены расходы по трем направлениям:
Первое. Реализация «Дорожной карты занятости», в рамках которой будут реализованы инфраструктурные проекты и создано 254,3 тыс. рабочих мест.
Второе. Индексация социальных выплат и покрытие расходов, связанных с изменением курса иностранной валюты.
На эти цели будет направлено 315,4 млрд тг.
Третье. На поддержку граждан и экономики, в том числе на реализацию отдельных поручений Главы государства, предлагается направить 293,4 млрд тг.
В рамках данных средств планируется реализация ряда мер и проектов, направленных на стимулирование производства, с одновременным улучшением качества жизни и увеличением доходов и спроса.
Вместе с тем, для покрытия потерь по доходам бюджета и реализации вышеуказанных мер оптимизированы расходы республиканского бюджета на 532,8 млрд тг. Дефицит бюджета увеличен на 840,7 млрд тг.
В результате, параметры республиканского бюджета сложились следующим образом:
- поступления – 11,8 трлн тг;
- расходы – 14,3 трлн тг;
- дефицит – 2,4 трлн тг или 3,5% к ВВП.
После принятия решения в целях качественного и своевременного освоения средств администраторам бюджетных программ необходимо вовремя провести процедуры государственных закупок и другие соответствующие мероприятия.
Учитывая, текущую ситуацию по распространению коронавирусной инфекции Главой государства поручено осуществить доплаты медицинским и другим работникам, задействованным в проведении карантинных мероприятий.
Финансирование антикризисных мер
Общий пакет антикризисных мер, не считая налоговых преференций и поддержки на местном уровне, составит дополнительных 5,9 трлн тг, из которых:
- 2,5 трлн тг – за счет внебюджетных средств;
- 3,5 трлн тг — за счет республиканского бюджета планируется обеспечить финансирование по трем направлениям.
Первое. На обеспечение экономической стабильности и режима чрезвычайного положения предусмотрено 1,2 трлн тг.
Для поддержки занятости населения была принята программа «Дорожная карта занятости», в рамках которой в поствирусный период будет создано 254,3 тыс. рабочих мест. На ее реализацию выделяются беспрецедентные суммы (до 1 трлн тенге).
На реализацию «Дорожной карты бизнеса» планируется направить дополнительно 84,5 млрд тг.
Кроме того, предусмотрено усиление мер по поддержке предпринимательства через субсидирование и гарантирование по кредитам предпринимателей. Это позволит создать порядка 16 тыс. рабочих мест и поступление налогов более чем на 250 млрд тг.
Также предусмотрены 30,8 млрд тг на предоставление продуктово-бытовых наборов для отдельных категорий граждан со стоимостью 5 567 тенге. Данной мерой будут охвачены более 2 млн человек.
В рамках уточнения предусмотрены дополнительные расходы в сумме 50 млрд тг на реализацию программы «Енбек». В результате будет продолжено развитие массового предпринимательства, создание эффективной модели трудового посредничества и навыков, включая поддержку социально уязвимых групп населения.
Второе. На мероприятия, связанные с изменением макроэкономических показателей, направляется 315,4 млрд тг.
Третье. На поддержку граждан и экономики, в том числе на реализацию отдельных поручений Главы государства, предлагается направить 293,4 млрд тг.
В рамках данных средств планируется реализация ряда мер и проектов, направленных на стимулирование производства, с одновременным улучшением качества жизни и увеличением доходов и спроса.
Эти меры будут реализованы за счет:
- сокращения расходов республиканского бюджета на 532,8 млрд тг;
- доведения дефицита бюджета до 3,5% к ВВП - 840,7 млрд тг;
При этом потери по доходам республиканского бюджета оцениваются в 1,7 трлн тг. На финансирование мероприятий по недопущению возникновения и распространения коронавирусной инфекции, а также закуп социально значимых продуктов питания выделено 39,1 млрд тг.
Из них на проводимые противоэпидемиологические меры по борьбе с коронавирусной инфекцией выделено в общей сумме 23 468,5 млн тг, из них:
- на закуп средств индивидуальной защиты, дезинфицирующих средств, лекарственных средств и медицинских изделий – 20 624,9 млн тг;
- на закуп тепловизоров, лабораторного оборудования и тест-систем для определения коронавируса – 2 712,5 млн тг;
- на эвакуацию граждан Казахстана из Китая – 131,1 млн тг.
В рамках данных средств регионам целевыми трансфертами на закуп средств индивидуальной защиты, дезинфицирующих средств, лекарственных средств и медицинских изделий перечислено 11 563,9 млн тг, из них почти 30% направлены в гг. Нур-Султан – 1 412,4 млн тг, Алматы – 1 419,9 млн тг, Шымкент – 605 млн тг.
Помимо этого, по поручению Главы государства в рамках уточнения бюджета на 2020 год на противоэпидемиологические меры будут предусмотрены дополнительно 125 283,5 млн тг, из них:
1) 40 609,8 млн тг – на стимулирование работников системы здравоохранения, задействованных в проведении карантинных мероприятий.
Справочно: Так, размер надбавок будет определяться по группам риска:
- 1 группа риска (очень высокая) - врачи, средние и младшие медицинские работники инфекционных стационаров, включая отделения реанимации в размере 20 МЗП или 850 тыс. тенге на одного работника;
- 2 группа риска (высокая); врачи, средние и младшие медицинские работники провизорных стационаров и скорой помощи в размере 10 МЗП или 425 тыс. тенге;
- 3 группа риска (средняя) - врачи, средние и младшие медицинские работники карантинных стационаров, санитарные врачи (госслужащие), водители скорой помощи и другие в размере 5 МЗП или 212,5 тыс. тенге.
2) 19 509,6 млн тг – оплата за медицинские услуги медицинским организациям за лечение лиц с коронавирусной инфекцией и лиц, госпитализированных с подозрением, а также с целью изоляции с подозрением на контакт с больными с новой коронавирусной инфекцией COVID-19;
3) 14 800 млн тг – на строительство 3 медицинских модульных комплексов карантинного типа в гг. Нур-Султан, Шымкент и Алматы в общей сложности на 680 коек;
4) 30 815,7 млн тг – на предоставление продуктово-бытовых наборов отдельных категорий населения (получатели АСП, в том числе дети от 6 до 18 лет, инвалиды 1-3 группы, дети-инвалиды, лица, занятые по уходу за ребенком-инвалидом, официально зарегистрированные безработные) на период чрезвычайного положения. Продуктово-бытовым набором будут обеспечены порядка 2 млн человек;
5) 8 091,8 млн тг - на выплату премий сотрудникам и медицинским работникам органов внутренних дел, военнослужащим Национальной гвардии и Вооруженных сил в размере 1 должностного оклада (будет охвачено порядка 66,3 тыс. человек);
6) 4 058,4 млн тг – на обеспечение услугами связи и функционирования межведомственных информационных систем;
7) 5 623,1 млн тг – на обеспечение бесперебойной работы службы судебной медицинской экспертизы;
Кроме того, по Программе льготного кредитования приоритетных отраслей экономики по состоянию на 10 апреля т.г. банками принято 619 заявок на общую сумму 422,2 млрд тг, одобрено 470 проектов на сумму 292,2 млрд тг, выдано 352 займов на сумму 153 млрд тг.
Национальным Банком принято решение расширить финансирование данной Программы на 400 млрд тенге до 1 трлн тенге, которые будут направлены на обеспечение продовольственной безопасности и снижение импортозависимости.
Уже разработана и начата реализация Программы льготного кредитования для поддержки субъектов МСБ и индивидуальных предпринимателей, пострадавших от введения чрезвычайного положения. В рамках программы банкам были выделены обусловленные вклады сроком до 12 месяцев на общую сумму 600 млрд тг. Освоение средств, которое должно осуществиться за 3 месяца, уже началось. Предпринимателями поданы 647 заявок, выдано 45 займов на сумму 17,3 млрд тг.
По программе «7-20-25» на 9 апреля т.г. одобрено 17 328 заявок на 199 млрд тг, из них выдано 14 616 займов на сумму 173,2 млрд тг.
В рамках антикризисных мер Национальным Банком внесены изменения, предусматривающие поддержку заемщиков программы путем освобождения от штрафов и пени, отсрочки платежей по основному долгу и вознаграждению сроком до 90 дней.
В рамках второго пакета мер Национальным Банком ведется работа по нескольким направлениям. В соответствии с поручением Главы государства от 31 марта т.г. в рамках Программы «Экономики простых вещей» будет выделено 100 млрд тенге на проведение весенне-полевых работ сроком на 1 год.
Будет увеличен срок погашения облигаций участников программы с 7 лет до 10 лет.
В рамках второго пакета антикризисных мер Национальным Банком прорабатывается вопрос финансирования мер по поддержке деловой активности и занятости на сумму 600 млрд тенге с возможным расширением до 700 млрд тенге через приобретение инфраструктурных облигаций АО «НУХ «Байтерек».
Данные средства будут направлены для дальнейшего финансирования местных исполнительных органов и будут предоставлены после выделения 300 млрд тенге из республиканского бюджета трансфертов местным бюджетам для реализации «Дорожной карты занятости».
Социально-экономическое развитие за январь-март т.г.
Так, за I квартал 2020 года доходы государственного бюджета исполнены на 89,9% к плану отчетного периода, республиканского — на 78,8%, местных бюджетов — на 121,4%.
Доходы республиканского бюджета снизились на 10,5% (89,5%) по причине негативного влияния внешних факторов на экономику. В республиканский бюджет доходов поступило на сумму 1,4 трлн тг. План не исполнен на 378 млрд тг. Неисполнение сложилось в основном за счет налогов.
Во-первых, на поступление НДС, на импорт негативное влияние оказало распространение эпидемии коронавируса. В частности, сокращение импорта из третьих стран составляет $68 млн. В связи с сокращением импорта, снижение налоговых поступлений от 11,4 тыс.
налогоплательщиков на сумму 49,1 млрд тг в основном, по оптовой и розничной торговле — 6,5 тыс. налогоплательщиков, обрабатывающей промышленности — 1,3 тыс., горнодобывающей промышленности — 130 налогоплательщиков.
Кроме того, распространение коронавируса повлекло снижение количества автотранспортных средств с КНР на 29,3%, со стран ЕАЭС на 17,8%.
Справочно: в марте т.г. по сравнению с мартом 2019 года импорт с КНР снизился на 20,3% или на $61 млн. Как следствие, поступления таможенных пошлин и налогов от импорта товаров из КНР уменьшились на 15,5% или на 2,8 млрд тг.
Во-вторых, на неисполнение по КПН повлияло снижение цен на основные экспортные позиции: по сырой нефти — на 22,1%, цинку — на 20,8%, меди — на 9,4%, алюминию — на 9,7%, свинцу — на 10,1%, феррохрому — на 11,6%.
При этом, обороты по реализации крупных 1 796 предприятий, уплачивающих КПН в РБ, снизились на 3,4% (с 8,9 трлн. тг до 8,6 трлн тг).
В-третьих, в связи со снижением предпринимательской активности план по НДС на ТВП не исполнен на сумму 132 млрд тг.
В уточненном республиканском бюджете, принятом 8 апреля, годовой план по доходам составил 6,4 трлн тг.
Собственные доходы местных бюджетов перевыполнены на 134 млрд тг и составили 759 млрд тг. Перевыполнение сложилось в основном за счет налогов — 127 млрд тг. Планы по доходам перевыполнены во всех регионах.
Расходы республиканского бюджета составили 2,9 трлн тг. Расходы местных бюджетов составили 1,2 трлн тг. В отчетном периоде продолжились аудиторские мероприятия. Проведено 512 аудиторских мероприятий. Охвачено 249 млрд тг бюджетных средств. Выявлены финансовые нарушения на сумму 91 млрд тг.
Исполнение комплексного плана приватизации на 2016-2020 годы выполнен на 93,2%. В 2020 году планируется реализовать 68 объектов. Из них 37 выставлены на продажу. За отчетный период продано 6 объектов на сумму 3,2 млрд тг. 31 объект выставлен на торги. 3 объекта направлены на реорганизацию и ликвидацию. 28 объектов будут выставлены на продажу до конца года.
Одной из главных задач, стоящих перед Министерством финансов, – это совместно с соответствующими государственными органами своевременное доведение до конечных получателей финансовых средств, предусмотренных в уточненном бюджете на социальную сферу, поддержку предпринимателей. В течение года ведомство будет обеспечивать выполнение уточненного плана по доходам, не снижая их темпы роста.