RSS лента


Как решить торговые конфликты в ЕАЭС

  • 19.сентября.2019, 10:47,
  • 462
  • 0
  • Автор: TNigmanov

18-19 сентября в Минске проходит Форум молодых лидеров Евразии «ЕАЭС: история успеха». Одной из важнейших тем, поднятых на Форуме, стала проблем торговых конфликтов между странами-членами евразийской интеграции. В договоре об ЕАЭС прописан принцип «четырех свобод»: свободное передвижение товаров, финансов, услуг и рабочей силы. Однако, как это часто бывает, декларированные принципы отличаются от статуса-кво.

Регулярно между странами-членами ЕАЭС возникают торговые споры, связанные с необоснованными протекционистскими мерами. Казахстанские сельхоз товары, газовый конфликт Беларуси и России – примеров, к сожалению, достаточно много.

 

Начальник главного управления экономической интеграции Министерства экономики Республики Беларусь Алексей Мацевило считает, что корень данной проблемы заключается в недальновидной политике правительств, защищающей краткосрочные запросы бизнеса.

 

Ситуация один. Предприниматель собирается открыть производство. Он хочет, чтобы государство ввело льготный режим для инвестиций и привлечения рабочей силы. После запуска производства бизнесмен просит правительство защитить его товары от зарубежных конкурентов с помощью субсидий или таможенных пошлин.

 

Предприятие растет, закрепляется на национальном уровне и для дальнейшего роста надо находить новые рынки сбыта в других странах. И теперь бизнесмен уже в первых рядах людей, критикующих пошлины и субсидии в других странах, которые мешают ему выйти на международный уровень. Сиюминутное потакание правительства этим запросам и создает постоянные торговые конфликты между странами, которые решаются медленнее, чем появляются новые.

 

Решение заключается в выстраивании странами долгосрочных программ развития и защиты бизнеса, которые были бы открыты и понятны не только местным предпринимателям, но и иностранным бизнесменам, заинтересованных в расширении своего рынка сбыта.

 

Ситуация два. Предприниматель пишет бизнес-план, рассчитывая, что на пространстве ЕАЭС эта ниша является свободной. После привлечения инвестиций и запуска производства выясняется, что точно такие же бизнесмены с точно такими же бизнес-планами появились в других странах ЕАЭС, соответственно, рынок не такой уж и незанятый, а вложенные инвестиции не окупаются.

 

Мацевило считает, что на уровне ЕАЭС необходимо обеспечить открытость и доступность информации о вложенных инвестициях и актуальном состоянии евразийского рынка.

 

Ситуация три. Члены ЕАЭС зачастую производят одинаковый продукт, который играет важную роль в национальной экономике. Государство с помощью пошлин пытается защитить собственного производителя от аналогичного товара из других стран ЕАЭС.

 

«Выгоды и издержки интеграции ложатся на страны неравномерно. В то время как выгоды получают одни отрасли экономики и территории, на других, наоборот, ложатся издержки. Тогда внутри страны создается проблема, как при ограниченных бюджетных возможностях, отрегулировать эти процессы внутри», - заявилт Мацевило.

 

Представитель Минэкономики считает, что сгладить ситуацию могло бы создание специального евразийского фонда.

 

«Если бы у нас были какие-то структурные фонды, как в ЕС, тогда были бы возможности решения проблемы. Например, если принятие какого-то решения на уровне ЕАЭС приведет к обеднению некой территории, то из структурного фонда можно было бы финансировать программу по защите этой территории, перепрофилированию производства, переобучению персонала, выдаче грантов для МСБ. Чтобы не ухудшилась экономическая ситуация в регионе после введения союзной меры. На данный момент подобных фондо в Союзе нет, что и вызывает перекос: какая-то отрасль или территория должны пострадать, а механизмов компенсации нет», - заявил Мацевило в кулуарах Форума.

 

В целом же постоянные «болячки» евразийской интеграции лечатся банальным соблюдением базовых принципов Союза: реально работающие наднациональные институты, равенство и взаимное уважение друг к другу государств-членов.

Оставить комментарий