RSS лента


Утраченное искусство плюрализма

  • 13.июня.2019, 09:41,
  • 622
  • 0
  • Автор: GAbishev

Казахстану не хватает культуры широкой общественной дискуссии. А ведь честные многосторонние дебаты в информационном пространстве – это лекарство от большинства болезней, которыми сегодня болеет казахстанское общество.

Почему диалог никак не выстраивается? По следующим причинам:

А) В этом виноваты обычные люди. Любой идейный спор почти всегда перетекает в личное. Один болеет за Челси, другой за Ливерпуль, оба доказывают преимущества любимого клуба – в итоге оба считают друг друга отъявленными мерзавцами и начинают чинить взаимные пакости. Двое коллег обсуждают, по какому пути пойти, разрабатывая план совместной работы, расходятся во мнениях – и начинают писать друг на друга анонимные кляузы, обосновывая, почему оппоненту самое место в аду. Посмотреть на дискуссии в ветках Фейсбука – все очень быстро скатывается к оскорблениям и ключевому аргументу «А ты кто такой?». А сколько мы знаем случаев, когда обычная кухонная беседа плавно перетекает в банальную поножовщину?


Б) В этом виновато государство. Чиновничья мнительность: «На что вы намекаете своей статьёй? Уж не к свержению ли конституционного строя призываете?» - с таким вопросом, наверное, сталкивался каждый журналист, пишущий на политические и экономические темы. Выскажись достаточно громко и достаточно жёстко – и тебя обязательно услышат, и занесут в специальный список, поставив напротив твоей фамилии зловещую галочку.


В) В этом виноваты несистемные оппозиционеры. Люди, несогласные с генеральной линией какой бы то ни было системы, совершенно субъективно оценивают свою принадлежность к большинству или меньшинству, и обобщают свои личные интуитивные ощущения на всё общество в целом. Как та бабушка, считающая, что во дворе многоэтажного дома не должно быть парковки: «Эти машины ездют тут без конца, шумят, вид портят. И вообще». Бабушка одна, а автовладельцев десятки. Но бабушка считает, что злые чиновники установили здесь парковку исключительно из вредительских целей, замыслив навредить народу. О чём не стесняется вещать ежедневно на весь двор.


Или же бывшие сторонники Амиржана Косанова, взахлёб рассказывающие друг другу, как все вокруг голосовали за кандидата от «Улт Тагдыры». У них есть доказательства того, что за Косанова проголосовали тысяча, десять тысяч, сто тысяч, миллион человек – и им кажется, что он именно победил. Они совершенно не берут в расчёт далеких от политики женщин и мужчин среднего и старшего возраста в Павлодаре, Костанае, Шымкенте и других городах, составляющих молчаливое большинство, опасающееся резких перемен, а потому скромно голосующее за более-менее привычного Токаева.


Еще дальше идёт Мухтар Аблязов. Одно дело, когда посредством социальных сетей он описывает альтернативную модель Казахстана, убеждая людей, что эта модель лучше. Другое дело, когда он, будучи явно нестесненным в деньгах, из солнечного Парижа призывает людей жертвовать собой, разбиваясь о полицейские щиты – все ради того, чтобы он, Аблязов, мог вернуться и почему-то автоматически стать премьер-министром, а после сразу приступить к массовым репрессиям против сотен тысяч государственных служащих.


Всех этих проблем совершенно не было бы, если бы в стране была культура открытой национальной дискуссии, не стесненной рамками субординации, психологических комплексов и излишней тревожности. Каждый в обществе должен иметь право на свободное высказывание. Он может выразить недовольство властью – и не попасть под санкции. Он может выступить в защиту власти – и не быть оплёванным оппозицией. Он может потребовать прав для меньшинств – и не прослыть либерастом. Он может смело заявлять, что он сторонник консервативных ценностей – и не прослыть пещерцем. Вот - цивилизованное государство. Каждую болезненную и щекотливую тему необходимо у всех на виду разбирать на болтики, взвешивать и приходить к общему сбалансированному мнению.


Развитием культуры открытой честной национальной дискуссии должна заниматься власть, да-да, именно власть. Во всех развитых странах мира именно власть выступает инициатором просветительских реформ, направляющих страну вперёд. Это кардинал Ришелье запретил варварские дуэли и основал французскую Академию Наук. Это Советская власть ввела в России обязательную всеобщую грамотность. Это Авраам Линкольн отменил рабство в США, а Александр Второй – крепостничество в России.


Избранный 9 июня президент Касым-Жомарт Токаев, похоже, намерен сформировать в Казахстане культуру общенациональной дискуссии. В своей инаугурационной речи он признал, что казахстанских граждан волнует развитие диалога власти и общества. И ведь это – абсолютная правда. Лично меня этот вопрос очень сильно волнует. Причём нам нужен не только диалог власти и общества, но и цивилизованный диалог между различными группами самого общества.


Токаев решил создать Национальный совет общественного доверия. Обещает, что в Совет войдут представили всего общества, включая молодёжь. Более того, первое заседание НСОДа пройдёт уже в августе.


Если идея будет реализована в полной мере, в форме, отвечающей запросам казахстанского общества – это будет гигантский рывок для страны. Если институт НСОДа не превратится в профанацию, если он станет площадкой, на которой каждая социальная группа посредством своего представителя сможет высказаться и быть услышанной – Касым-Жомарт Токаев сделает серьёзную заявку на успешный первый срок.


Представьте: в Совет входят представители всех значимых социально-демографических групп. Чиновники, бизнесмены, правозащитники, оппозиционеры, учёные, представители молодежных организаций – всем будет позволено говорить честно, в лоб. Тезисы выдвигаемых аргументов будут опубликованы в СМИ, услышаны всеми заинтересованными социальными группами. Обсуждение уйдет вглубь, на кухни и в бары, а затем вырвется на просторы средств массовой информации и социальных сетей. Казахстан должен научиться медленно, без лишних импульсов, посредством коллективного мозгового штурма, анализировать социальные проблемы и приходить к компромиссу. Другого пути нет, альтернатива – расколотая нация на пороге гибридной гражданской войны всех против всех.

скачать dle 12.0
Оставить комментарий