RSS лента

Крушения самолета в Алматы: Все о Fokker 100, Bek Air и сертификатах безопасности

  • 27.12.2019, 13:40,
  • 828
  • 0
  • Автор: TNigmanov

"Не надо нам помогать - просто не нужно нам мешать и мы все сделаем сами!" - главный лозунг компании Bek Air.

27 декабря 2019 года в Алматы произошло крушение самолета Fokker 100, принадлежащего авиакомпании Bek Air. По данным на момент написания статьи, в результате крушения погибли 15 человек. Всего же на борту находились 95 пассажиров и 5 членов экипажа.


Самолет направлялся в столицу, но при взлете потерял высоту и пробил бетонное ограждение. Произошло столкновение с двухэтажным строением. Возгорание, к счастью, не произошло.

 

Президент Касым-Жомарт Токаев уже выразил глубокие соболезнования погибшим, а также сообщил о создании правительственной комиссии во главе с премьер-министром Аскаром Маминым. Президент пообещал, что все виновные в катастрофе понесут строгое наказание.

 

О Fokker 100

 

Fokker 100 – среднемагистральный самолет нидерландской авиастроительной компании с одноименным названием, которая обанкротилась в 1996 году. Производили Fokker 100 с 1986 по 1997 годы, всего было построено 283 самолета.

 

Стоит отметить, что главная нидерландская авиакомпания KLM на данный момент не использует ни одного самолета производства компании Fokker. На официальном сайте же Bek Air в разделе «Наши самолеты» представлен не список используемых самолетов, как на сайте практически любого авиаперевозчика, а исключительно информация о надежности, экономичности и прочих достоинствах ВС Fokker 100. Видимо, это связано с тем, что флот Bek Air состоит только из 7 самолетов Fokker (согласно данным с официального сайта компании).

 

До катастрофы в Алматы в результате серьезных аварий во всем мире было потеряно 16 самолетов Fokker 100, в результате которых погибли 183 человека.

 

Блогер Денис Кривошеев, находящийся на месте аварии, заявил, что одной из причин аварии могло стать обледенение воздушного судна. В целом же обледенение крыла – достаточно частая причина аварий с участием нидерландского самолета. Из-за обледенения произошла самая первая крупная катастрофа в городе Скопье в 1993 году: самолет разбился при наборе высоты. На борту находились 97 человек, из которых 83 погибли.

 

Еще одна катастрофа из-за обледенения крыла произошла в 2007 году во французском городе По. При взлёте самолет потерял устойчивость. Взлёт был прерван, лайнер выкатился за пределы ВПП и врезался в грузовик. Погиб 1 человек.

 

Упавшему в Алматы самолету было 23 года, что по самолетным меркам является солидным, но не предельным возрастом. Так, например, совсем недавно упомянутая нидерландская авиакомпания KLM прекратила эксплуатацию самолета Boeing 747, построенного еще в 1989 году, хотя и 30 лет для самолета – не предел.

 

Fokker в Казахстане

 

Самолету Fokker 100 ранее приходилось оказываться на первой полосе казахстанских СМИ, причем, не в самом лучшем свете.

 

В 2005 году произошло сразу два инцидента с отказом двигателей Fokker 100, принадлежавших компании Air Astana (сейчас этой компанией данные самолеты не используются). Тогда решением Генпрокуратуры полеты Fokker 100 временно приостановили. В 2014 году в Атырау взлет Fokker был прерван из-за разногласий вычислительной системы управления.

 

Bek Air и споры о безопасности

 

В 2014 году Комитет гражданской авиации (КГА) выступил с инициативой об обязательном прохождении аудита IOSA для казахстанских авиакомпаний. Аудит IOSA проводится частной НПО IATA, которая базируется в Канаде. Нововведения поддержали Air Astana, SCAT и Qazaq air. Bek Air же возмущался, что такой аудит слишком затратен, а настоящая цель проверки – выдавить с рынка конкурентов.

 

Авиакомпания подала в столичный суд, утверждая, что в сертификате IOSA нет необходимости, потому что компания выполняет только внутренние рейсы. Тогда же была запущена масштабная кампания в соцсетях в поддержку авиаперевозчика «Bek Air – авиакомпания для народа».

 

В конфликте Bek Air и КГА поддержал известный общественный деятель Мурат Абенов и НПП «Атамекен».

 

«Установленные требования прохождения аудита IOSA существенно ограничат развитие конкуренции в сфере воздушных перевозок внутри Казахстана», – заявил тогда секретарь секретариата логистики и перевозок НПП РК "Атамекен" Канат Мукушев.

 

В итоге Комитет гражданской авиации внёс изменения в Правила, которыми отменил требования о наличии сертификата о прохождении аудита IOSA, а после этого авиакомпания «Bek Air» отозвала свой иск из суда. На данный момент участниками IATA являются Air Astana, SCAT, Qazaq air.

 

Случившаяся в Алматы трагедия поднимет не только вопрос об эксплуатации старых самолетов, сделанных компанией, которой не существует уже больше 20 лет, но и вопрос о сертификате безопасности IOSA, который так старательно навязывает Казахстану IATA.

Оставить комментарий
Последние новости
         
Все новости