RSS лента

Обучение школьников бизнесу - очередная профанация

  • 05.03.2019, 11:46,
  • 924
  • 0
  • Автор: GAbishev

Введение предмета "Основы предпринимательства" в школьный курс станет очередной профанацией, которая не принесет никакой значимой пользы. 

Газиз АБИШЕВ


Глава НЭП "Атамекен" Тимур Кулибаев продвигает идею массового обучения населения основам предпринимательства: сотни тысяч человек по всей стране смогут пройти соответствующие курсы подготовки и переподготовки. Сама по себе идея хорошая: экономика с большим числом малых предприятий эффективна - конкуренция снижает цены, невысокая бюрократия снижает издержки, большое число игроков повышает гибкость и исполнительность сервиса. Сельские жители и городские безработные, выпускники ВУЗов и уставшие от госслужбы чиновники - всех надо обучать тому, как строить бизнес-план, вести бухгалтерию, как найти для себя рыночную нишу.


Но есть в этих титанических усилиях НЭПа и ощутимый перегиб. С 1 сентября по инициативе "Атамекена" в казахстанских школах начнется преподавание предмета "Основы предпринимательства". Сразу возникает несколько вопросов: 


1) Кто будет преподавать предмет "Основы предпринимательства"? Успешные бизнес-тренеры? В Казахстане 8 тыс. школ, пусть даже в среднем по три класса в выпускной и предвыпускной параллелях. И предположим, что на предмет будет отведено по 1 часу в неделю. Это 48 тыс. человеко-часов в неделю. Даже если предположить, что каждый тренер-преподаватель возьмет на себя 2 ставки (ставка - 18 часов), получится 1,3 тыс. преподавателей. В Казахстане есть 1,3 тыс. бизнес-преподавателей (более половины - казахскоязычных), способных качественно обучить 16-17-летних школьников основам предпринимательства? 


2) А нужны ли вообще ученикам 10-11 классов "Основы предпринимательства"? В старших классах школьники, готовящиеся жить и работать в продвинутой цифровой экономике, должны хорошо овладеть английским языком, математикой, основами программирования и каким-нибудь профильным предметом, будь то физика, химия, биология, география или история. Впереди выпускные экзамены, ЕНТ и поступление в ВУЗ своей мечты. Нужно усердно учиться, но сохранить здоровье и психику. Но крутые взрослые бизнесмены все равно хотят взвалить на школьников еще один предмет. А он будет оцениваться реальными оценками? Если нет, и предмет будет факультативным - большая часть школьников будет его пропускать в пользу основных предметов. Если да - предмет сможет испортить аттестат тем, кто хочет быть врачом, инженером или ученым. 


3) А нужен ли стране подростковый предпринимательский всеобуч? Значимая, если не бОльшая часть выпускников должна будет стать врачами, учителями, рабочими предприятий, сотрудниками коммуникальных служб, государственными служащими и правоохранителями. Быть может, подталкивая всех подряд пытаться идти в бизнес, многих мы обрекаем на провал, обиду, нереализованный потенциал. Тот, кто может стать предпринимателем - станет им. Билл Гейтс, Стив Джобс и Джеф Безос хорошо знали свой предмет, а потому построили успешный бизнес. И помогло в этом им не школьное обучение бизнесу, а благоволящая реализации предпринимательской инициативы американская культура, прекрасный бизнес-климат. 


В общем, вероятнее всего, преподавать ненужные перегруженным школьникам "Основы предпринимательства" будут прошедшие двухнедельные курсы учителя истории, которые по указанию директора всем подряд будут ставить пятерки. И инициатива станет очередной образовательной профанацией. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Оставить комментарий
Последние новости
         
Все новости